Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Последняя смута Глава 1. Первая сшибка

Сентябрь для славного города Уральска, похоже, месяц особый, знаковый. От него несёт прежними смутами, которых на своем  веку город повидал немало, - одна Пугачёвщина чего стоит! -  и обещаниями  новых. 
17 сентября 1773 года был обнародован первый указ мужицкого царя Емельяна Ивановича Пугачёва,  а 18 сентября он сам с небольшим ещё отрядом подошёл к Яицкому городку, который вскоре сделает столицей своей «империи».           Через 60 лет, в сентябре 1833 года Яицк, переименованный Екатериной  за участие в бунте в Уральск, посетит Пушкин. Поэт увёз отсюда «Капитанскую дочку» - непревзойденный литературный памятник на века злодею для одних и  заступнику для других. А сам, как и Пугачёв, остался в Уральске навсегда. Улицами, памятниками, музеем, мемуарами, умными книжками.
А искра, так и не ставшая пожаром последней уральской смуты, была потушена властями только-только начавшего осознавать себя независимым Казахстана в сентябре 1991 года. Меньше чем через месяц после бесславного барского августовского путча в Москве
А начиналось всё в январе 1990 году, когда в бывшей столице  Пугачёва  было создано казачье историко-культурное общество, целью которого называлась сугубо культурная деятельность.
Но свобода только петь и плясать  устроила не всех.  В июле группа радикально настроенных уральцев образовала комитет «Возрождение», вскоре распространивший  в Уральске и области «Декларацию независимости». Главным  её требованием было «полное восстановление границ уральских казачьих земель и отмена актов союзного правительства как незаконных, принятых вопреки воле народа и нарушающих права человека», то есть выход из состава Казахстана и воссоединение с Россией.
Апогеем деятельности «Возрождению» стал несанкционированный митинг, в котором, по информации властей, приняло участие до одной тысячи, а согласно подсчётам самих «возрожденцев», около семи тысяч  человек. 
Перед вами документы тех дней, вошедшие отдельной главой в книгу «Ближний и дальний, и сам по себе». 

1. Казаки пишут
Знаю, по поручению ряда трудовых коллективов в Москву выехали представители казачества Урала и Сибири. Какова цель поездки?
( Г. Самойлов, Семипалатинск). Ответ получен в Землячестве казаков в Москве.
…Известно, что в 1920 году по Декрету Совнаркома РСФСР «Об образовании Автономной Киргизской Социалистической Республики» в ее состав ( ныне – Казахская ССР) вошли исконно русские территории, населенные казачеством. Сейчас это области – Уральская, Гурьевская, Кокчетавская, Кустанайская, Павлодарская, Семипалатинская и некоторые другие, где проживает 14 миллионов русских. В те далекие годы никто не спрашивал их желания «присоединяться» к той или иной республике. По сути же это было одним из способов «расказачивания», проводившегося по инициативе Я. Свердлова и Л. Троцкого. Ныне казачество возрождается…
Так вот, на минувшей неделе представители уральского, сибирского казачества и Землячества казаков в Москве вручили письма-обращения к Верховному Совету СССР и через постпредство Казахской ССР – к Верховному Совету этой республики о необходимости воссоединения с Россией земель, обжитых в свое время казаками. Иначе может оказаться, что с принятием Союзного договора и самоопределением союзных республик миллионы русских людей окончательно окажутся «за рубежом» России.

2. «Казаки пишут…» - комментарий специалиста
Под таким заголовком 15 сентября была опубликована заметка, которую мы попросили прокомментировать главного научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР, доктора исторических наук А. Елагина.
- Ответ, полученный в московском Землячестве казаков, не соответствует исторической правде, нынешним реалиям и может, на мой взгляд, лишь способствовать дестабилизации нормальных межнациональных отношений в республике.
А правда такова. Яицкие казаки появились на берегу Урала (Яика) в восьмидесятых годах 16 века. Земли, которые они захватили, испокон веков принадлежали местным кочевникам… В середине 17 века было создано казачье войско, государство платило ему жалованье, признало право на земли, отнятые у местного населения, а за это казаки должны были исправно нести воинскую повинность царю. Важно заметить, что из пяти казачьих войск на территории нынешнего Казахстана лишь уральское образовалось «самостийно», остальные же создавались царским правительством. А цель была одна – колонизация, захват новых территорий.
В своем ответе Землячество казаков перечисляет шесть областей Казахстана со словами «и некоторые другие», где якобы проживает 14 миллионов русских. Это не соответствует действительности. По последней переписи население республики составляет 16. 464. 414 человек, в том числе 6. 227. 549 русских. И, естественно, далеко не все они – представители казачьего сословия. Вызывает недоумение и утверждение о «расказачивании».Ведь одним из первых декретов Советской власти было ликвидировано деление населения на сословия, в том числе и казачество. Кому и зачем понадобились все эти передержки?
В Уральске было создано общество, призванное возродить культурные и бытовые традиции казачества. Это прекрасно. Но уже в августе при нем образовалась группа «Возрождение», которая – никем не уполномоченная – выступила с декларацией о предоставлении самостоятельности уральскому казачеству, выделении ему территории в границах 1917 года, вывода из состава Казахстана и передачи в состав России. Повторюсь: все это противоречит историческим реалиям и не отвечает интересам народов, проживающих в Казахстане. И для тех, кто считает себя казаками, и для всех остальных – это их родина. И русские люди, равно как и другие, никогда не окажутся «за рубежом».
                                                        В. Гафиатулин, О. Квятковский. (Соб. корр. «Труда»)

4.Из письма Евгению Настырцеву
Здравствуй, Женя!
Два обстоятельства заставили меня недавно побывать в Уральске: Танин юбилей (ты её должен помнить по фиатам) и набиравшее обороты противостояние казаков с властями, кульминацией которого стал митинг 27 августа. Полагал, что все происходящее здесь будет небезинтересно и кустанайским читателям. Попытался даже оформить официально командировку.
- Нас неправильно поймут! – отмахнулся наш «Чего бы не вышло», редактор Харченко, вестимо.
Пришлось отправляться в путь почти нелегально, уведомив о поездке лишь одного из замов, дав ей уральские телефоны.
В Кустанайском аэропорту обратил внимание на группу мужчин, в которых без всякого труда можно было опознать наших «старых знакомых», провожавших некоего резкого, худощавого, моего роста азиата в черном «шпионском», до пят, пальто и надвинутой на глаза кожаной же шляпе. Наверняка это была какая-тот гэбистская шишка… Понятно, что засекли и меня. Уже вечером люди из местной «конторы» навестили владельца гостиницы, в которой я остановился, и поинтересовались моей особой…
Комаровская «Программа пребывания» с треском провалилась. На попечении Комарова был от силы двое суток. Вечером похлебали у него дома отменной ушицы с красной рыбой, утром посетили «святыни», то бишь могилы друзей…
Все остальное время я был один или с Таней. Навестил музей Пугачева, только что открывшийся музей в храме преткновения, познакомился с Е. Смирновым, навестил одного из лидеров «Возрождения» Александра Митрофановича Галагана на его рабочем месте в проектном институте.
Разговора с ним не получилось. Галаган постоянно отвлекался, как-то затравленно дергался, суетился. Словом, выглядел не больше, чем зиц-председатель «Рогов и копыт»… А с атаманом Качалиным и вовсе не довелось встретиться.
Зато, благодаря Татьяне, посидел на так называемом малом казачьем круге в каком-то полутемном помещении местного оборонного завода. О госте из Кустаная не преминули сообщить в самом начале собрания....
Казаков на подвиги явно не тянули. Речь шла о каких-то обыденных, скучных, непонятных для меня вещах. Самым обсуждаемым, помнится, был вопрос пошива формы…  И ничем особенным мне тот круг бы не запомнился, если бы вдруг чертом из табакерки не выскочил на середину зала невысокий, громкоголосый человечек в каком-то опереточном наряде: гимнастерка, шаровары с широченными лампасами, заправленные в сапоги, папаха…Кажется, и сабелька болталась у ног.
- Чего вы сидите, лясы зря точите?! – закричал, заголосил опереточный персонаж. – Никто вам ничего добром не отдаст. Не дождетесь волюшки от властей. Казак волю берет саблей!
И чуть ли не: «По Коням!»…
Реакции на эти горячие слова по сути не было никакой. Собрание привычно и скучно отмолчалось, а вскоре и было распущено с Богом.
…С Таниных торжеств, вызвав такси, поехал прямо в аэропорт, подбросив домой по дороге адвоката Валерия Смирнова и его супругу, журналистку Наталью Смирнову – моих бывших однокурсников.
- Это ваши друзья? – спросил таксист.
- Да. А вы их что знаете?
- Кто же их не знает… - и всю оставшуюся дорогу мы с ним беседовали о текущем моменте.
- Сейчас или никогда, - заключил таксист свои рассуждения. – Промедлим, поломают… И без драки, наверное, не обойтись.
- А может, лучше собраться и самим – в Россию? Пусть живут…
- Мы уйдем, они уйдут за нами следом. Ведь ничего не умеют…

5. Декларация
Веками создавалась Россия умом и кровью лучших представителей своих народов, и всего несколько лет понадобилось троцкистско-сталинскому режиму на ее растерзание. Лучшие представители россиян уничтожались физически или изгонялись из своего Отечества.
Мы, граждане Уральской области, считая себя неотьемлемой частью России и правопреемниками Уральского казачества, заявляем:
1.Геноцид Троцкого-Свердлова-Сталина-Кагановича в отношении Уральского казачества является преступлением против человечества и срока давности не имеет.
2.Требуем полной реабилитации Уральского казачества, как неотъемлемой части России, и восстановления его законных прав.
3.Россия в границах 1917 года, до октябрьского переворота, должна быть восстановлена. Выполнение этой задачи в кратчайшее время должно стать главным смыслом всех честных граждан, проживающих на территории земель Уральского казачества.
4.Требуем полного восстановления границ Уральских казачьих земель и отмены актов союзного и республиканского правительств, как незаконных, принятых вопреки воле народа и нарушающих права человека.
Комитет «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

6. Резолюция митинга граждан города Уральска
Мы, граждане Уральска и Уральской области, прямые наследники 400-летнего Яицкого казачьего войска, считаем себя коренными жителями этого края и неотъемлемой частью России. Мы собрались на митинг для того, чтобы от имени всего русского и русскоязычного населения Приуралья заявить о нашем непреклонном стремлении к восстановлению исторической справедливости, попранной в 1920 году присоединением земель Уральского казачества к Киргизской автономной республике.
Мы крайне обеспокоены возможным выходом Казахстана из состава СССР, а также развитием событий последних лет, приведших к многочисленным жертвам в межнациональных конфликтах и поэтому заявляем о своем непринятии насильственных методов решения спорных вопросов. Мы за мирное, демократическое решение всех проблем. Считаем необходимым:
1. Поставить заслон насилию и провести процесс становления национального самосознания, укрепления чувства собственного достоинства человека любой национальности в рамках цивилизованного общества с тем, чтобы обеспечить жизненное благополучие и безопасность каждого жителя Уральска и Уральской области.
2. Признать незаконным и отменить все Декреты, на основании которых земли уральского казачества были отторгнуты от России и включены в состав Казахстана… При  подписании нового Союзного договора должны быть учтены интересы русского населения и бывшие земли уральского казачества возвращены в состав России, где будут обеспечены гарантии всем нациям и народам.
3. На время переговоров о передаче России земель Уральского казачества приостановить действие «Закона о языках в Казахской ССР».
4. Немедленно передать Храм Христа Спасителя общине верующих… Мы преклоняемся перед мужественным поступком товарища Евгения Александровича Смирнова, объявившего голодовку протеста против нежелания властей передать Храм верующим. Призываем трудовые коллективы Уральска и области выразить ему свою поддержку.
5. Создать Народный фронт г. Уральска. Провести в сентябре 1990 года учредительную конференцию представителей трудовых коллективов Уральска по созданию Народного фронта и выборам его правления.
Резолюцию митинга направить в ВС: СССР, Российской Федерации и Казахстана. Передать резолюцию во все средства массовой информации.
Принята 27 августа 1990 года в г. Уральске.

7.Первый свободный
За последние семь десятилетий впервые в опальном городе Уральске состоялся свободный митинг горожан, созванный комитетом «Возрождение». Цель митинга, как сказано в заявлении, - защита интересов русского населения г. Уральска. И хотя митинг был категорически запрещен городскими властями, хотя официальная пресса, радио и телевидение активно вели антимитинговую агитацию, на него тем не мене собралось более 7 тысяч человек. Этот митинг стал своеобразным завершением, кульминацией предшествовавших ему событий и одновременно началом мощного и организованного движения граждан Уральска за утверждение собственного достоинства.
А митингу предшествовали такие события. В январе в городе было создано казачье историко-культурное общество. Его удалось зарегистрировать у власть предержащих лишь только потому, что целью общества утверждалась сугубо культурная деятельность – песенки и пляски. Но и это уже было чуть ли не революцией. Ещё два года назад об этом нельзя было и мечтать. Так, в 1987 году из московской гастрольной поездки  возвратился фольклорный (формально не признаваемый) хор уральских казаков станицы Круглоозерновской. Воодушевленные горячим приемом москвичей, казаки решились наконец-то выступить и в родном городе. Однако в день объявленного концерта афиши были сорваны. Дом культуры закрыт на замок по решению бюро обкома коммунистов. Коммунисты заявили, что выступление казачьего хора в 400-летней столице яицких (уральских) казаков было бы «грубой политической ошибкой».
Так вот, в январе было создано историко-культурное казачье общество. Утвержденные властями программа и устав строго оговаривали запрет на любые политические или даже социальные действия. Но молодое поколение казаков не хотело и не могло смириться с такой ролью. Поэтому в июле группа радикально настроенных членов общества образовала комитет «Возрождение» и от своего имени распространила в Уральске и области «Декларацию независимости». Главное ее требование – «полное восстановление границ уральских казачьих земель и отмена актов союзного правительства как незаконных, принятых вопреки воле народа и нарушающих права человека».
Декларация получила широкую поддержку у населения города. Число членов даже усеченного казачьего общества стало стремительно увеличиваться. Тогда власти начали хорошо организованную в местной прессе, на радио и телевидении травлю членов комитета «Возрождение» и содержания «Декларации». Бюро горкома коммунистов выступило в своей газете «Приуралье»  с осуждающим декларацию заявлением. На сессиях областного и городского Советов члены комитета подвергались нападкам и оскорблениям. Ответить на все это комитет открыто и прямо не мог. Попытка выпустить свою газету «Возрождение», предпринятая в начале августа, кончилась крахом: 900 экземпляров отпечатанного тиража газеты были арестованы и тут же сожжены.
В этих условиях оставался только митинг, только открытая поддержка граждан Уральска, ибо главным мотивом всех выступлений против  комитета было обвинение его в том, что он никого не представляет, что это просто группа экстремистов, «узурпировшая право говорить от имени населения области». И народ поддержал комитет – пришел на митинг, несмотря на строжайший запрет.
В резолюции, принятой митингом, содержится обращение к союзному правительству отменить позорные, предательские, подписанные Лениным и Калининым, декреты 1919 и 1920 годов, подчиняющие огромные территории уральских, оренбуржских и сибирских казаков только что образованной Киргизской Автономной Республике. Это было сделано с единственной целью – воплотить в жизнь античеловеческую секретную директиву ЦК большевиков от 26 января 1919 года о полном расказачивании, о полном исключении из социальной и политической жизни и даже физическом истреблении казачества, об искоренении  самого понятия казачества из памяти народной. Отмена этих актов означала бы восстановление попранной справедливости и присоединение казачьих земель к России.
Не менее важно также и то, что резолюция поручает комитету созвать учредительную конференцию по созданию Народного фронта Уральска и области, в который вошли бы все социальные и политические силы, поддерживающие идею воссоединения с Россией. Кроме того, принято решение создать на каждом предприятии стачкомы.
Собравшиеся выразили также полную поддержку общине верующих, зарегистрированной 16 августа 1990 года, которая требует передачи ей храма Христа Спасителя, построенного 100 лет тому назад в честь 300-летия Яицкого казачьего войска. И здесь власти пошли на прямой обман населения: пообещав в в июле решить вопрос о передаче храма в течение месяца, они использовали этот месяц для спешной подготовки и открытия в храме музея природы и экологии. Протестуя против такой политики властей, член казачьего общества и комитета «Возрождение» Е. А. Смирнов 20 августа объявил голодовку и поставил палатку у входа в храм. Рядом с палаткой разместились верующие с обращением к согражданам поддержать их требование. В течение нескольких дней под обращением было собрано более 10 тысяч подписей. Участники митинга выразили уверенность, что наступающее в следующем году 400-летие храма Христа Спасителя будет праздноваться свободным народом на свободном Яике-Урале.
Власти Уральска возбудили уголовное дело в отношении организаторов митинга. 5 сентября состоялось первое судебное разбирательство. Организаторам митинга грозил штраф до 10 тыс. рублей. Комитет предвидел эту возможность и сознательно шел на это. Более того, пришедшие на митинг граждане Уральска предлагали тут же собрать необходимую сумму. Впрочем, суда над правозащитниками казаков не получилось из-за чисто юридических ошибок властей, не выдавших письменного отказа на проведение митинга…
«Яицкая воля», ноябрь 1990 года.

8. Настоятельное требование
…Мы, от имени всех московских казаков, обращаемся к Верховным Советам СССР, России и Казахстана с настоятельным требованием рассмотреть вопрос о необоснованно переданных в 1920-21 г.г. правительством большевиков в состав Киргизкой республики (затем – Казахской ССР) земель Уральских и Сибирских казаков, призываем прислушаться к голосу 14 млн. русских, составляющих либо большинство, либо значительную часть населения Уральской, Гурьевской, Кокчетавской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Семипалатинской и Усть-Каменогорской областей. Что говорить, если даже столица Уральских казаков – город Уральск – оказалась вне пределов России. Считаем также, что не может быть признан законным декрет об образовании Казахской ССР (1936 г.), ибо при его принятии не учитывалось мнение русского и казачьего населения по поводу насильственного присоединения к Казахстану.
В условиях нарастающей волны национал-протекционизма в республиках Средней Азии, попыток разжечь здесь еще один очаг национальной розни, а также имея в  виду предстоящее провозглашение суверенитета Казахстана и принятие Закона о государственном статусе казахского языка, мы считаем необходимым провести еще до заключения нового Союзного договора на территории исконно Российских русских областей, наследующих земли казаков Урала и Сибири, референдумы о воссоединении их с Россией, обеспечив справедливое проведение их, причем в области Уральского казачества (Уральская и Гурьевская области), где наиболее активно изгоняется коренное население, опрос должен проводиться только среди коренного казачьего и русскоязычного населения.
Землячество казаков в Москве, как и казаки всех других казачьих областей казачьих войск, решительно поддерживают справедливые решения казачьих кругов, сходов  жителей русских областей Северного Казахстана и подтверждает свое намерение добиться их осуществления. Мы обязаны сделать все, чтобы предотвратить возможные вспышки ненависти и насилия. Историческая справедливость должна быть восстановлена законным путем.
                                                                       Правление землячества казаков в Москве.
«Яицкая воля»,№ 1, ноябрь 1990 года.

 

9. Мера ответственности
… 27 августа в Уральске прошел несанкционированный митинг, который был организован «комитетом возрождения». Несмотря на запрет о проведении митинга, зная об этом, некоторые граждане стали расклеивать по городу объявления о приглашении идти на митинг. В данном случае действия организаторов митинга и их активных участников попадают под действие ст. 188-1 Кодекса Казахской ССР об административных нарушениях и ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 20 августа 1988 года…
Рассматривая с точки зрения соответствия закону текст «декларации», выступления участников митинга, лозунги и принятую митингом резолюцию, можно сделать вывод, что так называемый «комитет возрождения», организаторы несанкционированного митинга, авторы резолюции узурпировали право говорить и выдвигать свои требования от имени всех жителей Уральской области. Сепаратистские призывы, как известно, ведут к разжиганию национальной розни, использование митингов, распространение листовок, воззваний и т.п. могут вызвать межнациональные конфликты и другие непредвиденные обстоятельства.
                                                 Э. Гращенков, первый заместитель прокурора Уральской области.
«Приуралье», 12 сентября 1990 г.

10. Из материалов 4-ой внеочередной сессии областного Совета народных депутатов

 П.М. Кочетков, фрезеровщик завода им. К.Е. Ворошилова.
- Считаю вопрос об отделении Уральска от Казахстана не только вредным, но и опасным в наше неспокойное время… Хотел бы подчеркнуть, что эта идея не нашла поддержку у абсолютного большинства русскоязычного населения. Конечно, справедливости ради надо сказать, что русскоязычное население обеспокоено известным постановлением Совмина республики по реализации программы введения государственного языка, некоторые пункты которого не слишком четко изложены и истолковываются двояко…Предлагаем общественности объединиться в общегражданское движение «Согласие»…
Н. Кадыргалиев, зав. кафедрой Западно-Казахстанского СХИ.
- Как будет называться областное движение, неважно, важна интернациональная направленность… Наше движение создается не против комитета возрождения, которого в принципе нет, он не существует. Но такие комитеты, ярко выраженного националистического характера, могут появиться в коллективах…
Б.А. Мясников, испытатель завода им. К.Е. Ворошилова.
- Общество «Алаш» и другие ставят задачей вообще Казахстану выйти из Союза, а мы этого не хотим, мы лучше присоединимся к России. Кто-то очень хитро хочет нас разъединить. Мы начали делиться и на заводе. В столовой казахи стали садиться отдельно, русские – отдельно. Процесс разделения идет. Кто-то хитро разъединяет нас. Нас должна сплоить борьба за выживание… Тратим деньги на изучение казахского языка, а на экологию нет… Зачем т. Елагин, выступая по радио, сказал, что 300 - 400 лет был геноцид казаков в отношении народа, в том плане, что они делали набеги на казахов. А разве я должен отвечать за грехи отцов? Нам необходимо находить общее, а не различия. Я не поддерживаю вопрос об отделении области, а о реабилитации казачества поддерживаю. Я видел в Бурлине, как на фундамент МТС использовали 3,5 тысячи плит казахских надгробий… Это сделал аппарат в период коллективизации. А казахи об этом даже не знают…
А. Кадырбаева, председатель областного общества «Казак тили».
- Очень жаль, что при ведении сегодняшней сессии не прозвучало ни единого слова по-казахски… Это лишний раз доказывает тщетность признания казахского языка государственным… Закон Казахской ССР о языках принят и не подлежит ни извращению, ни пересмотру.
П.Н. Землянов, председатель городского совета ветеранов.
- Я тоже русский казак. Какое имели право от всего русскоязычного населения, от имени всех казаков всего 900 человек участников митинга принять какое-то решение? Кто вам, т. Водолазов, дал такое право? Спросите нас , 100 тысяч ветеранов, как перестраиваться, мы скажем… Я думаю так: кому здесь не нравится, пусть едут жить в РСФСР.
Е.Ш. Сражанов, шофер совхоза им. 50-летия СССР Тайпакского района.
- Из нашего села Котельниково русских никто не выгонял, уехали сами. Пусть возвращаются казаки, мы для них восстановим церковь, лишь бы жили в добре и согласии.
Г.Я Кондрашов, машинист тепловоза Уральского локомотивного депо.
- Ректор сельхозинститута допустил ошибочное высказывание, повлекшее за собой обострение национальных отношений. И ещё хотелось бы получить ответ, почему в сельхозинституте учится 98 процентов казахского населения?
В.Г. Шумов, начальник УВД облисполкома
- Тов. Водолазов обратился с просьбой о проведении митинга в городе Уральске, когда ему в этом было отказано, то он ультимативно снял с себя ответственность за его проведение, не образумил «комитет возрождения» и уехал из Уральска. Я считаю это предательством. Надо его поступок осудить. У нас и так много преступлений на почве ослабления дисциплины, пьянства. Вы знаете, что исстари даже свадьбы проводились после сбора урожая. Сейчас надо урожай весь собрать, а не митинговать.
С.Ш. Джубаев, ректор Западно-Казахстанского сельхозинститута.
- Я не хочу отвечать на все слухи и реплики на мой счет. Я родился в РСФСР. 18 лет учился на русском языке и ошибок в русском языке не допускаю. Значит кто-то меня не так понял, переиначил мои выступления. Это провокация. Что касается высокого процента казахов в нашем институте, то этого быть не может, так как прием ведется на двух языках, кто не сдал, тот и отсеется. А вот указание после декабрьских событий 1986 года принимать столько-то  русских, столько-то казахов – это нарушение прав человека…
Наши студенты сейчас находятся на сельхозработах, они не митингуют.  Первого октября они сядут в аудитории, и если в городе будет митинг, у меня лично не хватит сил их удержать. Приходите, т.т. Водолазов, Кондрашов, в институт и говорите с молодежью. Давайте вместе вставать на позиции интернационализма.
М.К. Умаргалиев, директор областной филармонии.
- Я прошу учесть, что в 1989 году на ремонт Храма Михаила Архангела было израсходовано 400 тысяч рублей. Как только отдали его верующим, появились требования по передаче Храма Христа Спасителя, на ремонт которого тоже израсходовано 1 млн. 100 тысяч рублей… Как видите, страдают очаги культуры, не только деньги, но и помещения теряем. Ждать надо, что эти требования пойдут и дальше: ремонтируется бывший дом атамана, что же, он на очереди?  А там и Дом Карева?.. Решайте разумно, я считаю передачу храма преждевременной.
И.Я. Мусатов, главный энергетик Уральской нефтегазоразведочной экспедиции.
- Депутат Джубаев пусть не отказывается от своих слов, я присутствовал на том совещании, он действительно запугивал людей: «Если мы выведем студентов, что тогда будет?» Почему все-таки в институте мало русских? Они что тупые? Вот из-за этого мы и получили национальный вопрос. Теперь о храме, его надо не отдать верующим, а вернуть, ведь им надо вернуть и деньги за него, которые у верующих экспроприировали. Храм в бюджет даст прибыль. Почему создали ореол вокруг «комитета возрождения», разве он что-то решает? Калугина стали гонять, люди его избрали депутатом. Так может случиться с комитетом…
Искалиев Н.И. , первый секретарь обкома.
- А дело все в том, что кто-то рвется к власти поэтапно. Сначала в горсовете, потом в облсовете. Ставят цель – не пускать к власти людей коренной национальности… В Алгайском и Палласовском районах Волгоградской области живет до 60 процентов казахского населения, а в руководстве там русские. Казахи уезжать в Казахстан не рвутся, никаких трений там нет. Так что ряд рвущихся к власти лиц просто ищут повод к смуте, чтоб на этой волне прийти к власти. Мы не держимся за свои посты, меня, например, больше тянет в село, где видны результаты твоего труда. И если депутаты хотят, я уступлю место т. Водолазову. Мы предупреждаем казаков, их центр, что если вы не определитесь по отношению к «комитету возрождения», мы прием меры. Рыночные отношения сами все расставят на свои места
«Приуралье», 12 сентября 1990 г.

11. Манифест
Мы, делегаты трудовых коллективов Приуралья, обеспокоенные сложившейся общественно-политической обстановкой в Казахской ССР, принимая манифест, заявляем:
1. Учреждая общественное объединение Приуралья « Народное движение возрождения» возлагаем на него защиту интересов русскоязычного населения Приуралья и исторических интересов России. Призываем граждан Гурьевской, Актюбинской, Кустанайской, Петропавловской, Кокчетавской, Целиноградской, Карагандинской, Павлодарской, Семипалатинской, Усть-Каменогорской, Талды-Курганской и Верновской (Алма-Атинской) областей, незаконно отторгнутые территории которых полностью или частично принадлежат России по праву истории и хозяйственного обустройства. создать аналогичные народные движения и провести до конца 1990 года съезд «Союза возрождения».
2. Мы требуем от Верховных Советов СССР, РСФСР, Казахской ССР создать в 1990 году Комиссию по восстановлению исторических границ между РСФСР и Казахстаном.
3. Мы требуем от Советов Приуралья всех уровней остановить действие закона «О языках в Казахской ССР» на своих территориях до восстановления исторических границ между РСФСР и Казахстаном.
4. Мы заявляем, что проект декрета «О государственном суверенитете Казахской ССР» – это бомба с националистической начинкой, в связи с чем поручаем народным депутатам Казахской ССР Приуралья отложить обсуждение данного проекта до восстановления исторических границ между РСФСР И Казахстаном, и призываем к этому депутатский корпус республики.
5. Мы требуем от Верховного Совета СССР исключать из СССР республики, в которых проявлен геноцид по отношению к иноязычному населению, предварительно обеспечив выезд беженцев.
6. Мы требуем от Правительства СССР предоставить каждой семье беженцев из Молдавии, Прибалтийского, Закавказского и Среднеазиатского регионов:
а. Благоустроенную меблированную квартиру;
б. Дачный участок;
в. Автомашину за счет тех республик, откуда вынуждены бежать граждане СССР. Манифест принят делегатами учредительной конференции общественного объединения Приуралья «Народное движение возрождения» 22 сентября 1990 года.
Листовка.

12. Кто сеет ветер, или Почему изменилась позиция депутата?
26 мая народный депутат КазССР В. Водолазов выступил в нашей газете с опровержением слухов о том, якобы – за отделение бывших казачьих земель от Казахстана. Теперь его позиция изменилась. Почему? Об этом речь в предлагаемой статье, которую, кстати, отказалась печатать газета «Приуралье», отличающаяся своеобразным плюрализмом мнений.
… Тов. Искалиева и его команду очень «волнует» вопрос, почему это Водолазов вдруг переменил свои взгляды, стал поддерживать сторонников возвращения земель уральского казачества Российской Федерации. Отвечу. Не вдруг, а по мере накопления негативных явлений. Ныне уже, по-моему, не секрет, что национализм в Казахстане поднимает голову. Как грибы растут неформальные организации откровенно националистического толка. Одни намерены отделиться от СССР. Другие намерены иметь собственные армии, КГБ, МВД и т.д. Газеты сообщали, например, что общество «Азат» позволит проживать в Казахстане русским, немцам, уйгурам, ибо «мы нуждаемся в помощи, квалификации всех народов, прежде всего европейских, чтобы земля пахалась, коровы доились, металл плавился». А для руководства ими, «второстепенными», уже сейчас повсеместно идет насаждение национальных кадров… Особенно по признакам родства, землячества, личной преданности, что очень бросается в глаза.
Кто не через черные очки читал декларацию комитета «Возрождение» и резолюцию митинга, тот увидел: в ничего экстремистского, призывающего к насильственному изменению границ или свержению государственного строя. Речь только о восстановлении справедливости, беззастенчиво попранной в 20-х годах… Корректно ли называть безнравственным желание людей помнить историю своей земли, чтить на ней могилы предков, требовать их возвращения?.. Всячески обвиняя меня в экстремизме, товарищ Искалиев тем не менее упорно защищает ректора сельхозинституту, который мне лично грозил выставить 3.500 штыков из числа своих студентов и 160.000 южан области…Заявление-то не зеленого мальчишки, а педагога, коммуниста, члена бюро обкома партии. Что же получается? 17-летний мальчишка из аула, поступив в ВУЗ, через полгода, судя по словам многоуважаемого ректора, превращается в «национал-фанатика»? Какую же науку он проходит там? И почему всё-таки в СХИ сосредоточены практически учащиеся одной национальности? Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате показали: студенты тех вузов, где их состав интернационален, не вышли на площадь, не участвовали в погромах. Не пора ли извлекать уроки? Или кому-то выгодно обратное?
Хулители «Возрождения» любят оперировать цифрами, якобы рисующими тишь и гладь в расстановке кадров. Но цифирь их зачастую односторонняя и часто неточная. Меж тем из 17 первых секретарей обкома, горкома, райкома партии лишь треть – не казахи. Почти нет среди прокуроров и судей русских. Такова же картина в руководящих органах местных Советов, здравоохранения, народного образования, председательского корпуса совхозов-колхозов и т.д. Казалось бы, мелочь – награды, и то из 22-х сельских тружеников, получивших ордена и медали… только четверо не коренной национальности. Из 6 выделенных области «Волг» четыре передано лицам казахской национальности. Вот такие «мелочи» и задевают чувства других народов, принижая их до людей второго сорта.
… Упрекают нас и за то, что критически относимся к Закону «О государственном языке в Казахской ССР». Тов. Искалиев заявляет, что Закон «всенародно обсуждался и фактически был принят единогласно». А как же те одиннадцать тысяч подписей, собранных в Уральске в прошлом году по поводу сырости и оторванности проекта Закона от реалий нашей жизни? Это разве не протест? Под какое сукно положены эти подписи? Между тем у меня есть письма от отцов и матерей (казахов и русских) из южных районов области, которые протестуют против закрытия в школах русских классов. Неужели всерьез полагается, что языки можно вводить декретами?...
И последнее. Газета «Приуралье», где я проработал одиннадцать лет.., - это не рупор народа, а рупор партийных функционеров, обкома КПК и лично тов. Искалиева.  Она систематически замалчивает деятельность не только мою, но и других депутатов… Если и публикует, то предпочитает негатив. Причем, главным поставщиком всяческих интервью с прокурорами, работниками суда, КГБ и т.д. является бывший участник пресловутого «бала оборванцев» М. Никитин.     
Стоило бы приглядеться, какие журналистские кадры сплотились под крышей редакции, прислушаться к призыву участников митинга бойкотировать подписку на «Приуралье», который был встречен аплодисментами тысяч людей. Думаю, читателям «Приуралья» интересно было бы узнать и о деятельности ( или бездеятельности) других народных депутатов, в отличие от нас, избранных по разнарядке сверху. Трое из них жили и живут в Алма-Ате. О четвертом  (народном депутате СССР Е. Башмакове) даже неизвестно, где он сейчас живет и работает. К ним, видите ли, нет претензий ни у газеты, ни у руководителей области.
Народная мудрость гласит: брань на вороту не виснет. Не повисла она на мне во время предвыборной кампании, когда аппаратчики вывалили на меня небылицы и клевету, не повиснет и сейчас, потому, что я честен перед избирателями, позиция моя искренна и неподкупна. И я целиком поддерживаю мысль, прозвучавшую на митинге: линия раздела пролегает сейчас не между русскими и казахами, а  между народом и административно-командным аппаратом, сеющим ветер. Не пожать бы аппаратчикам бурю, которая сметет их.
                                                         Виктор Водолазов, народный депутат Казахской ССР.
«Огни Приуралья», 22 сентября 1990 г.

 

13. Деловые качества – прежде всего
… По данным органов государственной статистики, население области составляет 629 тысяч человек, в том числе казахи – 55, 8 процента… В системе органов прокуратуры казахи представлены на 65,5 процента. В Уральском областном суде…из 12 мест при одной вакансии на должность председателя казахи занимают 6 мест или 60 процентов…Столь широкое представительство коренного населения в органах прокуратуры и юстиции объясняется тем, что на сегодня в 10 районах области, по причине их заселенности на 80-90 процентов казахами, делопроизводство ведется на их родном языке… Из 16 работников городской прокуратуры 9 человек, или 56,3 процента, составляют русские и другие национальности. В составе городского суда из 12 судей пятеро также являются лицами некоренной национальности… Из 4 ведущих служб правоохранительной системы лишь одна возглавляется казахом, а среди 10 старших помощников и начальников отделов областной прокуратуры представители русскоязычного населения составляют половину.
… Ежегодно прокуратурой области направляется на учебу от 54 до 50 человек… В то же время мы из года в год испытываем трудности в подборе абитуриентов из числа некоренной национальности…(Среди причин) вследствие которых мы не добираем абитуриентов из числа некоренной национальности (неудовлетворенность) тем, что по выдаваемым нами направлениям они могут стать студентами (только ) Казахского и Карагандинского университетов, регионально закрепленных за нашей областью.., некоторые из них самостоятельно поступают в другие учебные заведения страны.
                                                            В. Нуртазаева, помощник прокурора области по кадрам.
«Приуралье», 5 октября 1990 г.

14. Правая, левая где сторона?
Такого потока писем, который возник в связи с декларацией «комитета возрождения», редакция не получала со времен конкурса на лучший текст к фотографии рубрики «А вы как думаете?»… И это удивляет, потому что первая мысль, которая возникла по прочтении декларации, была: «Неужели это всерьез?» Если соотнести письма и телеграммы…по числу голосов «за» и «против», то здесь цифры несопоставимые. Идею отделения Уральской области от Казахстана не принимают авторы нескольких сотен телеграмм и десятков писем. Голоса в поддержку «комитета возрождения» прозвучали лишь в 20 письмах…
Писем очень много. Но среди них можно по пальцам пересчитать те, в которых авторы пытаются взглянуть на проблему изнутри и осмыслить суть её, прежде чем дать оценку. Особо выделяется (письмо), присланное слесарем ЖКО машиностроительного завода А. Гребневым.
«У тебя дед был казак, отец твой сын казачий, а ты хрен собачий, так …выговаривает мне внук. Это когда подопью и стучу себя в грудь и говорю:
- Я – уральский казак!
Уверен, действует воспитание. Отец нам всю жизнь долбил: «Казак, казак…» С его слов слышал, что воевал он против Чапаева… 37-ой год – отца вместе со старшим братьем ночью на лошадях увозят в Переметное. Отца через неделю отправили, а о дяде до сиз пор отписываются «сведений нет»… Лачугины, Гребневы, Шестаковы, Плетневы, Севрюгины – все это фамилии уральских казаков. Но никогда ни один из них не говорил о том, что Уральск или область относятся  к России. Да, они гордились своим казачеством. Ценили себя и соседей по трудоспособности. Отец когда в войну на Ворошиловском заводе работал, ел и спал на нарах с цыганами… И выучил их язык. А казахский для него был что русский…
Люди добрые! Опомнитесь! Кому нужны игры в нации, республики, качество (так в оригинале. В.М.)?.. Утром, днем и вечером мы слушаем радио, видим по телевизору, читаем в газетах – бои…погибли…заложники…угонщики…  И тут вдруг «комитет возрождения». Кого и что они хотят возродить?.. Кто они борцы за казачество? Кто дал право этому «комитету» выступать от имени населения области?... Недавно на рынке, рядом с грудой овощей, видел плакатик «Уральск - Россия». Мимо толпой ходят работники милиции. И хоть бы что. Щелкают семечки. Об этом тоже стоит подумать.
Не надо вспоминать дедушку Ленина и тем более сказочную Золотую Орду. Мы живем. Наш век. Наше время. И жить надо по стуку сегодняшних часов. Уральск был, есть и должен остаться в Казахстане. И чего нам делить? Плохо, даже очень плохо мы живем. Но всё-таки лучше, чем другие области страны. А ведь в этом наша заслуга, наш труд. Еще вот что вызывает удивление. Общество уральских казаков признано официально. Даже казачий ресторан собираются открыть. Согласен, пусть в нем хлебают уху из…хека. Пусть вместо «Жигулей» заимеют строевого коня. Джинсы заменят шароварами с красными лампасами, шляпу – на фуражку с околышем. Пусть даже возьмут нагайку в руки, но бьют ею не Ивана или Сапара, не коня и не свою задницу. Пусть «комитет бьет ею по своей башке»…
Небывалый урожай пропадает. Что же вы «возрожденцы», казаки уральские, не помогли сховать зерно? Для чего собрали толпу на берегу Урала? Я там не был, нет желания терять время попусту… У нас – и у русских, и у казахов, и у других народов – одно желание: хорошо жить. А вам, граждане из «комитета возрождения» люди не поверят. Слепцы дорогу не указывают».
… Обращусь к письмам, выражающим иную точку зрения. Напомню, их 20, ровно половина – анонимных. Они в редакции сразу же списываются в архив. Может быть это и неверно, лучше было бы сразу в корзину с мусором. Находясь на такой позиции издавна, не вижу нужды цитировать мысли «невидимок». Исключение сделаю лишь для стихов в поддержку В. Водолазова, подписанных псевдонимом «Мыслящая женщина»:
Водлазов – мой депутат.
Я за него голосовала.
Поверила: защитник наш.
И не ошиблась право
Водолазов – современный Чацкий.
А подобные Фамусову таких не любят.
Не будем же по-фамусовски рассуждать.
Он служит народу, народ и рассудит.
Это письмо не единственное, в котором поддерживают Водолазова. Но что интересно: их авторы не приводят аргументов в поддержку позиции своего подзащитного, а осуждают – осуждающих. Примеры? Пожалуйста.
«Мы, рабочие механического завода, в большинстве своем являемся избирателями народного депутата Казахской ССР Водолазова В.Б., заявляем протест по поводу организованной вашей газетой травли народного депутата. Мы также считаем, что ответственность за разжигание межнациональной розни ложится на вашу газету…В выступлениях и документах, под которыми стоит подпись нашего депутата, нет ни слова, позволяющего обвинить его в этом. Только вы придаете территориальным и политическим заявлениям окраску неприкрытой национальной вражды. Ваши обвинения в адрес Водолазова В.Б. косвенно ложатся и на его избирателей. Поэтому мы требуем опубликования данного заявления вашим изданием».
Опубликовали. Ну и что теперь? На камень справ отвечать камнем слева и так до потери сознания? Да в данной ситуации пойди разберись – правая, левая где сторона? И что любопытно, ни та, ни другая от этой междоусобицы не выигрывает… Правда, есть один человек, который наживает на этом капитал, который как-то язык не поворачивается назвать политическим. Ибо если это политика, то в виде карикатуры. Человек этот В. Водолазов, наращивающий индекс своей популярности более ловко, чем те, кого он объявил своими политическими оппонентами…
И последнее. Призывая бойкотировать подписку на «Приуралье», Водолазов скромно умалчивает о том, что редакция, не разделяя его позиции, не выдвигая его в депутаты, тем не менее ежемесячно выплачивает ему почти триста рублей, предоставляет кабинет и телефон. Деньги, конечно, не пахнут, но дивлюсь безропотности своих коллег. Почему бы редакции не сдать Водолазова с рук на руки избирателям с механического завода, которые так энергично его поддерживают. В условиях хозрасчета и перехода к рынку содержать за свой счет идейного противника (будем называть вещи своими именами) не только накладно, но и, мягко говоря, нелепо.
Пусть не обессудят жители Уральска, (письма которых) не цитируются в этих заметках. В последнее время редко где удается выступить всем желающим. Мы стали необычайно активны в словесах. Сейчас нужны не слова, а дела. Только они дадут возможность улучшить жизнь и избавиться от дурмана взаимных притязаний.
                                                               М. Никитин, редактор городской газеты «Пульс».
«Приуралье», 29 сентября 1990 г.

15. Решение профсоюзной конференции коллектива Уральского таксомоторного парка от 3 октября 1990 года
3. Прекратить незаконное преследование лиц - организаторов митинга граждан города Уральска, так как решение Уральского горсуда от 6.9.90 г. в их действиях не усмотрено нарушения Закона, а также участников учредительной конференции Народного движения возрождения. В случае незаконного преследования указанных лиц, коллектив таксомоторного парка оставляет за собой право решения вопроса о проведении политической забастовки.
Председатель Г.К. Горбачев. Секретарь Л. Толстова.

16. Ещё не поздно
… Односторонне освещение в печати событий, происходящих в городе и области, - это полуправда. А полуправда – всегда замаскированная ложь. Ложь, как известно, никогда не служит благим целям. Да, действительно, на митинге были вздорные призывы, но эти призывы обращены не к толпе, а к Советам народных депутатов, на страницах же «Приуралья», как видит вдумчивый читатель, проскальзывает иное, похожее на вопли толпы из Нового Завета: «Распни его! Распни!»... У яицких казаков и казахов много общего и надо рассказывать о том, что объединяет. А нас объединяет очень многое, вплоть до кровного родства…
                                             Ю. Асманов, член Союза журналистов СССР, ветеран КПСС.
«Огни Приуралья»

17.Мерещатся арсеналы
На внеочередной сессии областного Совета народных депутатов его председатель Н.И. Искалиев сказал: «… Мы располагаем сведениями о том, что сейчас 300 человек объединены в дружину, создаются первичные организации движения возрождения. Дело зашло далеко»
… Правление казачьего общества заявляет, что никаких дружин, тем более боевых, оно не имеет. Откуда же дует ветер? Комитет «Возрождение», кстати, не является структурным подразделением казачьего общества, на время проведения митинга вызвал дружинников для охраны общественного порядка со своих предприятий. Сделал он это потому, что митинг был не санкционирован, и власти не гарантировали его охрану. Может быть, эти дружины и послужили поводом для обвинения казачьего общества в создании дружин.. И хоть в докладе не сказано, что это дружины боевиков, но намек на это есть: шьют казачью форму… А раз форма, значит – формирование. Вздор, конечно. Почему бы желающим не надеть в дни народных праздников традиционные костюмы уральских казаков?.. Нет дружин, нет костюмов, есть только слухи, зачем они? Затем, чтобы обвинить казачье общество в экстремизме и антиконституционных действиях.
Б. Пышкин, зам. председателя Уральского казачьего историко-культурного общества,  заслуженный деятель культуры Казахской ССР, член союза журналистов.
«Огни Приуралья»
18. Ключ к согласию – диалог
Вчера в Уральске создано новое общественное объединение «Движение за гражданское согласие». Об этом провозгласила учредительная конференция, которую представляли более 220 трудовых коллективов города и области.
«Приуралье», 6 октября 1990 г.

19. В областном Совете народных депутатов
Состоялась встреча председателя областного Совета народных депутатов, первого секретаря обкома Компартии Казахстана Н.И. Искалиева с группой верующих по их просьбе. Они представляли новую религиозную общину, выступившую с инициативой о передаче Храма Христа Спасителя верующим. Выступившие на встрече  активисты общины… выразили серьезную озабоченность складывающейся общественно-политической ситуацией в области. Особенно их беспокоит тот факт, что в последнее время находятся лица, которые под видом защиты интересов верующих, преследуют свои корыстные цели… В частности это касается так называемого «комитета возрождения», который рядясь в добродетельные одежды защитников религии, повел противоправные действия, направленные на разжигание межнациональной розни, дестабилизации нашей жизни... Поэтому ни в коей мере нельзя отождествлять просьбы, организацию сбора подписей за передачу Храма верующим с требованиями «комитета возрождения»…
- Прихожане недоумевают, почему вокруг наших просьб о передаче Храма затеяли такую недобрую шумиху. Негодовали они и против организации на паперти храма голодовки. Здоровый мужик, понимаете ли, забрался в палатку и лежит там покуривает, не зная, что тем самым оскверняет святое лоно божье. Истинный верующий никогда такое сделать не осмелится… Открытие Храма ни в коей мере нельзя увязывать с юбилеями казачьего войска, иначе это вызовет беспокойство и противодействие другой части населения нашей области (М.В. Ялов).
- Меня очень беспокоит то, что сейчас появились крикуны, сеющие вражду и раздор. Скажу, что этот не только противозаконно, но и против воли божьей. Имя-то какое великое дали Храму, а мы его поминаем всуе, да еще с таким недобрыми намерениями. Прошу от всех верующих передать это здание нам. 7 января будущего года ему исполнится 100 лет. Хочется в этот день провести там торжественную службу. Пусть Храм Христа Спасителя служит добру и разуму, используется только по его истинному назначению и никак иначе (А.А. Молотков).
… Глубоко изучив вопрос, комиссия (по использованию культовых сооружений) пришла к выводу о положительном решении и внесла предложение на основе существующего законодательства в облисполком.
«Приуралье», 6 октября 1990 г.

 

20. Исповедь кандидата в депутаты
… 25 ноября состоятся довыборы в Уральский городской Совет вместо выбывших депутатов.  И борьба за депутатские мандаты уже началась… В партгазете «Приуралье» 24 октября появилась статья «Доверяй, но проверяй». Одна из целей её – дискредитация председателя Уральского казачьего общества А.А. Качалина. В ней начальник ГОВД т. Макатов … грязью обливает кандидата в депутаты… Меня эта статья возмутила, я пошел к нему (Макатову) за уточнениями. Конкретного ответа, конечно же, не получил. А вот реакция на мой визит была весьма своеобразная.
Наша «независимая» судебная власть… тут же вспомнила, что я обвиняюсь в организации «не санкционированного» митинга, что я один остался не привлеченным к административной ответственности… По закону правонарушитель должен быть привлечен к ответственности в течение 2-х месяцев. В данном случае срок истекал 26 октября. И вот машина заработала! 25 октября наш участковый инспектор М.В. Макаренко передал мне через жену, чтобы я зашел вечером к нему. От него узнал, что 26 октября в 9 часов должен явиться в суд. Пришлось детально объяснять участковому, что я ( как кандидат в депутаты) не могу быть подвергнут мерам административного взыскания… без согласия избирательной комиссии… И тогда на следующий день, 26-го, по распоряжению того же В.К. Макатова, был разыгран спектакль с поисками, погонями и задержанием..., в два часа пополудни на перекрестке улиц я был «обнаружен». Из «жигулей»… выскочил участковый и  зам. начальник ГОВД по политчасти С. Жусупов. «Захват» прошел успешно. Мне приказали отправиться в суд… Пришлось напомнить, что в суд приглашают повесткой, которую приносят под расписку. В ответ на это С. Жусупов, порывшись в своей форменной фуражке, извлек из нее… повестку. В ней значилось, что я приглашаюсь в суд к 9 утра 26 октября. Детективы опоздали! Что я и написал на обратной стороне повестки…
Думалось, все, спектакль кончился. Но на сцене появились новые лица. Не успел я пройти сотню-другую метров, как был настигнут теми же «жигулями» и зеленой «Нивой», в которой был т. Макатов… Он схватил меня за рукав куртки, стал требовать  немедленно отправляться в суд. Сопротивляясь, я пытался объяснить (каюсь, слишком, наверное, громко, извините, тов. подполковник!) противоправность его действий. Тогда он стал требовать удостоверение кандидата в депутаты ( но их нам еще не выдали), тогда – справку от председателя избиркома. Что делать, приходится подчиняться и, вместо обеда, в сопровождении трех «блюстителей порядка» ехать к предизбиркома, но у окружной избирательной комиссии нет печати, и он не может заверить требуемую справку. Тогда мои сопровождающие потребовали ехать в горсовет и сделать там выписку из протокола заседания избирательной комиссии. Делать это под конвоем я наотрез отказался. В конце концов бригада по задержанию удаляется, не счев нужным извиниться.
Закончился ли предвыборный спектакль с моим участием? Вряд ли…
                                                                                                                               Евгений  Смирнов.
«Огни Приуралья», 3 ноября 1990 г.

21. «Мы всегда были и остаемся друзьями и соратниками»
Уважаемая редакция.
Мы возмущены решением руководства Союза писателей Казахстана, суть которого изложена в письме Н.Ф. Корсунова. Настойчиво просим вас опубликовать это письмо. Считаем его не частным, а выражением тревоги и заботы всех, кому дороги судьбы казахстанской, отечественной литературы.
Члены Уральского областного литературного объединения: Т. Азовская, Г. Доронин, С. Евтушенко, В. Ладченко, В.В. Птицын, В.С. Птицын, Н. Прокопенко, А. Святынин, М. Смирнова, В. Тихонова, Г. Топаева, Т. Шабаренина, Н. Яковлев и другие.
От редакции: нам не представляется возможным полностью опубликовать письмо Н.Ф. Корсунова, печатаем его с сокращением. Публикуем также ответ руководителя Союза писателей республики.
Секретарям правления Союза писателей Казахстана Сулейменову О.О., Муратбекову С., Ашимову (Тарази) А.У., Турсункулову К.К., Есдаулетову У.О.

….Вы отстранили меня от должности. Аллах вам судья, и не это удивляет. Функционеры Уральского обкома партии давно добивались от вас такого решения... Их-то понять можно: неуправляем Корсунов, очень уж гласно обличает дела неправедные… Ну а вы-то, вы? Неужто и впрямь поверили лжи обо мне? О моем «шовинизме», «экстремизме» и прочей чуши. В это может поверить только тот, кто никогда не читал моих книг. Ни в книгах, ни в поступках своих я не погрешил ни против казахского, ни против какого другого народа… Да где же логика: 25 лет руководитель Уральской писательской организации был хорошим, а на 26-м году вдруг стал таким-сяким? Вы, знающие меня по 20-30 лет, называющие меня своим товарищем, даже другом – поверили?
Нет, конечно. И потому, полагаю, ни у одного из вас не хватило мужества, характера позвонить мне, сообщить о своем высоком ( или низком?) решении, по-человечески объяснить, быть может, сквозь зубы, сказать спасибо за долголетний труд…Увольнение сотворили тишком, без огласки, я о нем узнал случайно, до сих пор не получил ни выписки из протокола заседания секретариата, ни копии приказа ( а прошло уже боле … 20 дней).  Что ж так, а?
Если говорить о себе, то состоялся как писатель не благодаря
тогдашнему руководству СПК, а – вопреки. Только после выхода моего первого романа в Москве, начала издавать и Алма - Ата. Но это – так, к слову.
… Оскорбило не отстранение, оскорбили неуклюжесть, бестактность исполнения. И не столько меня, сколько всех читателей региона. Ведь вы обещали (т. Турсункулов), если все же возникнет вопрос об освобождении, приехать к нам, собрать писателей, поговорить, посоветоваться, вместе решить. Что ж?.. Казахская пословица говорит: от семян полыни полынь и вырастет. Зачем же сеять полынь, сеять горечь?..
                        Николай Корсунов. г. Уральск 16 октября 1990 г.   

Правительственная. Уральск… Корсунову. 30/10.
Дорогой Николай Федорович, прочел ваше письмо, возмущен поступком тех, кто не имел права решить от имени секретариата, тем более не поставив в известность первого секретаря. Разделяю чувства, которыми наполнено ваше послание, и прошу, если возможно, понять и восстановить веру в то, что мы всегда были и остаемся друзьями и соратниками в общем деле, особенно важном в наше непростое время. Наши книги объединяли людей,
и никакие казенные приказы не могут пересилить влияние писательского слова. Ошибка будет исправлена.
Крепко жму руку с неизменным уважением – ваш Олжас Сулейменов, а также Саин Муратбеков, Аким Тарази, Улыкбек Есдаулетов, Ахметжан Аширов.

От редакции: кто следит за нашими публикациями, тот обратил внимание на то, как местная партократия, административно-командная олигархия преследует неугодных, «непослушных», компрометирует, отстраняет от работы. К счастью, не всегда ей это удается. Осечка, как видим, произошла и с писателем, журналистом Н.Ф. Корсуновым. Это еще раз подтверждает: перестройка - необратима!
«Огни Приуралья», 10 ноября 1990 г.

22. «Лишь личные амбиции одного человека…»
Из доклада первого секретаря горкома партии В. Джунусова на седьмом пленуме Уральского горкома партии.
… В тот трудный летний период 1990 года, когда в городе бушевали политические страсти, лишь личные амбиции одного человека длительное время не давали возможности их снять путем передачи храма Христа Спасителя верующим, как это не раз предлагалось горсоветом и горкомом партии. Неосторожные публичные выступления руководителя области о том, что никто больше не будет оправдываться перед коллективами заводов, хотят бастовать – пусть бастуют, вызывали негативную реакцию не предприятиях. Частые заявления о слабой работе горожан, которых вынуждены кормить сельчане, при том, что 70 процентов экономики города и около 50 процентов социально-бытовой сферы сориентировано в той или иной мере на обслуживание села, наряду с изложенным искусственно противопоставляли городское и сельское население.
Непроверенная и необоснованная информация в речи на четвертой сессии областного Совета народных депутатов о том, что силы комитета возрождения идут на самые крайности – вплоть до формирования дружин – привели к тому, что уже 14 сентября появилось письменное заявление группы членов президиума общества «Казак тили». Процитирую часть его: «В условиях, когда у части русскоязычного населения во главе с «комитетом возрождения» подняты до апогея сепаратистские и шовинистические  устремления, когда ими форсируется создание национального фронта «возрождения», когда сформированы подпольные отряды русских боевиков, которые по ночам выводятся на окраину города на тренировку, когда на городском рынке идет подпольная распродажа огнестрельного оружия по низкой цене, а казахское население города взвинчено до предела бойкотированием действия закона о языке на транспорте, в сфере обслуживания, в системе образования, да и постановления облсовета и горсовета, когда хотят у них убить последнюю надежду на национальное возрождение – руководство горкома партии уклоняется от решительной политической борьбы с проявлениями сепаратизма, шовинизма и лишь создает видимость такой борьбы, тем самым становится тормозом на пути национального согласия, на пути сохранения мира на улицах нашего города».
По просьбе бюро горкома партии органы КГБ и МВД дали официальное заключение о надуманности подобных заявлений. Но вновь, как нам кажется, подобные, пусть даже неосторожные действия, в конечном итоге вызывают межнациональную рознь, негативное отношение горожан к властям и партийным органам.
«Пульс» («Под пристальным вниманием народа»), 17 февраля 1991 г.

На фото 1 – музей Пугачёва в Уральске; на фото 2 – бюст Е.И. Пугачёва в музее; на фото 3 – пристань на берегу Урала.
(Окончание следует)                                                                                                      

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2011-09-11

Просмотров: 1702

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Artstudio
Дата: 2011-09-13

А. Елагин:цель была однаколонизация, захват новых территорий". Ермак - конкистадор, колонизация Сибири, казац(х)ские резервации...