Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Немного об одном из тех, кто строил улицы, попавшие сегодня в опалу, и жил на них

Со времен основания учебно-опытного хозяйства Комсомольце интенсивно велось жилищное строительство. Не было, пожалуй, ни одной крупной организации, ни одного крупного предприятия, которое не строило бы жилье для членов своих  коллективов. Совхоз, автобазы, завод, птицефабрика, подрядные организации. Наряду  с этим всемерно поощрялось частное строительство. Частникам предоставлялись разнообразные льготы: от беспроцентных ссуд до первоочередного обеспечения строительными материалами. Где-то процентов 80-90 одноэтажного Комсомольца возведено руками частников.  Это - почти все:  Набережная, Лермонтова, Речная, Карла Маркса, Павлова, Степная, Первомайская, добрая половина Чапаева, Октябрьской, Матросова, Комсомольской, Рабочей, Заводской   и т.д.
Среди самозастройщиков преобладали, как правило, самостоятельные, уверенные в себе и своих силах, мастеровитые люди. Именно такие качествами обладал  М.С. Лопатко, о котором мы уже писали, берясь за строительство собственного дома. Очень помог ему в этом, как мы помним,  его отец Сидор Васильевич, в конце концов, и   сам построивший себе дом в Комсомольце.

            Удивительной, и вместе с том обычной для поколения череды войн и  революций судьбы был Сидор Васильевич Лопатко!  В начале века вместе с двумя братьями  перебрался он в поисках лучшей доли в казахские степи с Украины. Возможно, в компании  с родственниками самой большой на сегодняшний день знаменитости Успеновки,  полным кавалером ордена Славы  Нестера  Максимович Твердохлеба.              Фамилии то, фамилии то какие, обратили внимание? Лопатко, Твердохлеб  – самые что  ни есть мирные, рабочие. Сеяли, пахали, строили, искали точки соприкосновения с местными жителями. Непросто всё было. Братья, в конце концов,  не выдержали, и вернулись на родину. Сидор остался.
В грозовом 1914-ом, в 23-летнем возрасте,  его призвали в царскую армию, воевать, как тогда говорили,  с германцами. Судя по лычкам унтер-офицера  на погонах, неплохой получился вояка из крестьянского сына. После революции, в гражданскую пришлось и за Колчака и против него повоевать. Причем, на второй своей родине близ Успеновки. Когда всё кончилось, осел в отвоёванном для советской власти селе, занялся тем,  к чему сердце куда больше лежало, чем к войне.
И опять же, судя по тому, что в коллективизацию его едва не расстреляли как кулака, получалось у Сидора Васильевича вести домашнее хозяйство не хуже, чем воевать. Уже в сани скорые на расправу комиссары посадили, чтобы где-нибудь в чистом поле «привести в исполнение», да односельчане вступились: «Свой!»  Со всем, что нажил, пошел Лопатко в колхоз, и до самой «командировки» на новую войну исправно трудился бригадиром.
А Красная Армия вполне могла обойтись без Сидора Васильевича Лопатко, 1891 года рождения. Но когда 51-летнему колхознику в 1942 году пришлось выбирать между трудовой армией и действующей, он выбрал вторую, то есть ушел на фронт фактически добровольцем. И воевал до самой Победы, и ещё после неё с годок прихватил.        Фронтовые дорожки отца и сына хотя и пересекались, однажды их части вообще друг от дружки в 30 километрах стояли, но встретиться на войне им так и не пришлось.
В 1950 году участник трех войн  перебрался поближе к сыну, в Комсомолец. Но не для того, чтобы на шею тому сесть нахлебником.   

На обоих фото 1915 года Сидор Васильевич – первый слева  

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2017-11-03

Просмотров: 3936