Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>

Сценарий фильма и сценарий жизни К 20-летию выхода на экраны фильма А. Шилкина «Долина грёз»

Вот я и стал наконец счастливым обладателем (без всякой иронии) диска с шилкинским фильмом «Долина грёз». Причём без мистики тут явно не обошлось. Мало того, что диск добирался ко мне совершенно неисповедуемыми путями, но и оказался в моих руках как раз накануне двадцатой годовщины наших последних встреч с Сашей.  Тем самым как бы давая «добро» на публикацию  рассказа «Пророк в своём отечестве», написанного летом 1991 года. Вообще надо  сказать, в моём творчестве  Шилкин занимает куда  больше места, чем занимал в жизни. Кроме  названного рассказа, он с оператором «Долины» Геннадием  Мякишевым  - ещё и не последние  герои повести «Такое вот кино».
До совместной работы в редакции, я куда больше и лучше знал братцев Саши  с друзьями из «солнечного района СМУ», чем его самого.  Интересные, колоритные были ребята. Познакомились мы с ними в пионерском лагере. Как и прочим вожатым – воспитателям, досаждали они мне на первых порах изрядно. То одно натворят из ряда вон, то другое. Хотя, по сути, все их поступки – выходки были безобидными детскими шалостями. Но с каким размахом, с какой фантазией «выступали» шалопаи!  Однажды, например, сорванцы, оседлав каких-то  лошадок, с  громкими воплями - криками промчались ночью по лагерной территории...
Когда хватило ума понять,  что Шилкиных с компанией нельзя мерить общим аршином, мы сдружились.  В моё, а потом и Миши Ядрова директорство шилкинцы являлись в «Орлёнке» как бы отрядом особого назначения. Дежурили на речке. Собирали хворост для костров. Шугали хулиганствующие компании из соседних сёл,  временами тревожившие лагерь. И когда выросли из коротких штанишек,  ребята не забывали «Орлёнок». Только позови – и тут же придут на помощь. А Коля Слюсарь, пожалуй, один из самых колоритнейших персонажей «Долины» (в тельняшке, поёт), благодаря покровительству Михаила Николаевича Чувалова, вообще сезонами полулегально жил  в лагере.
И коль уж речь зашла о нём, позволю себе привести несколько строк из «Такого вот кино»: «Когда умер знаменитый местный шалопай, беззлобный выпивоха и ерник Коля Слюсарь, один из героев фильма Саши о потерянном поколении, друг Коли, в полном соответствии с завещанием явился на кладбище с баяном. Песни петь. Подвернувшийся попик, грозя карами, запретил. Кто-то всегда считает себя ближе к Богу».
Саша куда больше своего окружения  читал, занимался самообразованием, которое помогло ему получить престижную работу в газете и заочно поступить в один из самых популярных советских вузов. Где бездарю, конечно, нечего было делать. По окончании его снял ленту по собственному сценарию, которая почти сразу после выхода была показана по Центральному Телевидению, а затем неоднократно демонстрировалась по другим российским каналам.  При всём том, что произведения подобной тематики в России, как правило, не поощряются.
Моим давним  желанием было сделать то, что не удалось в своё время самому Саше. Показать  фильм Шилкина в Комсомольце - Карабалыке не только для  тех, кто знал и  помнит его, а широкой публике. Но посмотрел на ленту свежим взглядом и отказался от этой затеи. Теперешняя «широкая публика» просто покинула бы зал через 10-15 минут.  Уж больно необычное это кино. Камерное что - ли. Не для всех и не для каждого.
И потом. У меня большие сомнения, что нынешняя версия «Долины» - первоначальная, собственно, Шилкина. Скорее, это аккуратная, тактичная переработка под себя, под свои взгляды и идеи известного православного режиссёра Виктора Егоровича Рыжко, фамилия которого во вступительных титрах стоит сразу после шилкинской. Это косвенно подтверждает и посвящение умершему, и дата выпуска ленты: «декабрь 1991 года». Получается, фильм «Долина грёз» увидел свет уже после смерти Александра Михайловича. Но какая же тогда лента демонстрировалась летом 1991 года  и даже стала лауреатом одного из профессиональных конкурсов?
Смущает и  формулировка темы в анонсе: «Фильм повествует о судьбе Юрия Шилкина, осужденного за различные преступления и вставшего на путь покаяния после обретения веры в Христа Спасителя». Это тоже почерк Рыжко. Сам Шилкин, по крайней мере, снимая комсомольские эпизоды фильма, не имел ещё четкого представления о теме будущего произведения. Он говорил, что это будет фильм о потерянном поколении, бездуховности, насильственном лишении   корней.  Короче, он видел тему значительно шире той, что сформулирована в анонсе. Подтверждением тому первое рабочее название ленты – «Дети целины»
Замечу, что само слово «целина» для Александра Шилкина служило синонимом нравственной пустыни,  духовного оскудения, одичания, пустого растительного существования.  Этой же теме в несколько ином ракурсе он собирался посвятить другой свой фильм – «Мертвая дорога» («Дорога мёртвых»). В основе его - сюжет о найденном где-то в глухой тайге концлагере,  законсервированном до поры, но полностью готовом к «употреблению». К лагерю вела такая же вполне готовая к «употреблению» замаскированная железная дорога.
Саша рассказывал и о первых съёмках на станции Бускуль. Там тогда находилась большая стоянка – до 100 единиц - отслуживших своё, но тщательно ухоженных, сияющих свежей краской паровозов. Попытка договориться о легальной съёмке успехом не увенчалась. А когда Геннадий Мякишев, по наущению Шилкина,  всё же начал снимать, охрана тут же обратила  незадачливых киношников в бегство. Геннадий бежал спиной вперёд, не переставая снимать…
Сначала «нешедевриальным», затем «сусально-лубочным» назвал фильм Шилкина – Рыжко один из самых интересных лично для меня читателей Berlusconey. Он же отмечает, что «авторам фильма не удалось представить образ духовно преобразившегося зека»… Но, похоже, у авторов этого талантливой, западающей в душу ленты, и не было такой задачи. Вспомним анонс: «Фильм повествует о судьбе Юрия Шилкина, осужденного за различные преступления и вставшего на путь покаяния после обретения веры в Христа Спасителя».
«Путь покаяния» и «духовное преображение», согласитесь, несколько разные вещи… «Духовное преображение» - это завершение «пути покаяния».  Герой же фильма находится даже не в начале этого пути, а в стадии осмысления навязанных ему  грёз о «духовном преображении». Он польщён вниманием к себе, и старательно, хотя и не очень убедительно, играет роль раскаивающегося грешника… Но, помня о том, где происходит действие фильма – в «Долине грёз» - мы не доверяем ему. И правильно. И не ошиблись. Сценарий жизни Юры Шилкина оказался  совершенно иным, чем хотели авторы, чем хотел он сам. «Но это тема совсем другого фильма»,- как выразился Berlusconey.
Читайте также у нас:

«Судьба отпустила ему всего 35 лет», а также  «Особо опасный, особо беззащитный» 

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2011-05-12

Просмотров: 1565