Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Канат Кабдрахманов: «Нацию сформируют русскоязычные»

 

В газете «Время» (11.11.10, 25.11.10 и 20.1.11)опубликована серия статей члена международного ПЕН-клуба, писателя Каната Кабдрахманова, вызвавшая противоречивые читательские отклики. Так одна из казахскоязычных газет откликнулась на вводное интервью статьей под заголовком «Заткнуть рот собаке палкой». Предлагаем вам несколько фрагментов из статей К. Кабдрахманова.

Из интервью:  «Нацию сформируют русскоязычные»

Мне кажется,наши нацпаты не видят дальше своего носа. Почему они так закрыты в  своем мире? Потому что, если они развернут свой потенциал, все увидят его идейную нищету. Я не верю в лидерскую  способность таких людей. Основные задачи в формировании нации будут решать русскоязычные казахи. Но не те космополиты, которым все равно – Алматы или Лондон, лишь бы переждать, а те, кто ищет свою национальную идентичность. А это  массовое явление.  И оно не связано с языком.

 Из статьи: «Цивилизацию создадут русскоязычные…»

Система национального мировоззрения как минимум состоит из трех разнородных частей: 1) идеологии, проводимой людьми, называющими себя «национал-патриотами»; идеология, формируемая городскими, преимущественно русскоязычными казахами; идеологии русского населения… Русское население не понимает и не принимает убеждений «национал-патриотов», а те, в свою очередь, настроены враждебно по отношению к упрямству, с которым русские не желают говорить на казахском языке. Если бы между этими группами не было демпфера в лице русскоязычных казахов, то конфликт между ними был бы не только неизбежен, но уже давно произошёл бы.

У «национал-патриотов» есть только одна идея, которая высказывается ими отчетливо. Идея о том, что в Казахстане все должны говорить на казахском языке. Можно полагать, что доминирование казахского языка должно основываться прежде всего на доминировании в обществе казахской культуры. Какую культуру продвигают «национал-патриоты»? Ту культуру, которая была у наших предков до русификации?

Но русификация не только языковая, но прежде всего цивилизационная, продолжалась в Казахстане на протяжении 250 лет. Как отминусовать от нашей истории два с половиной века? Как вырезать из нашего сознания то, чем мы как народ жили два с половиной века? И то, что возникло  в народе в ходе этих столетий?..

Ясно, что мы не можем вернуться в 18 век, что можно вывести из призывов «национал-патриотов». Столь же ясно, что мы как народ не хотим культурно погибнуть в веке 21…

Новая казахская культура обязана быть привлекательной, способной объединять, но не разделять людей. Русскоязычные казахи весьма лояльны по отношению к русской культуре, но не есть ее подданные… Главная привилегия русскоязычных казахов – не чувственное отношение к отечественной культуре, а разумное. Отношение людей, много повидавших, многое потерявших и знающих, чего они хотят. В качестве важнейшей задачи жизни мы видим не навязывание домининантного положения казахского языка, а создание отечественной модели цивилизации. Казахский язык – это инструмент  самовыражения, инструмент культуры, но не сама культура.

Из статьи: «Мы не народ, а толпа»

Беззаботному осуществлению проекта казахстанской цивилизации препятствует как минимум две великие проблемы, которые нужно решить. Первая – принципиальное нежелание  русского населения оказахиваться; вторая – невыносимое для традиционалистского казахского сознания давление культурного и информационного глобализма. Реагируя на первую проблему, наши националисты дают понять: мы задавим количеством. Русские среди нас – уже меньшинство. Лет через тридцать мы станем вообще моноэтическим государством…

Националисты видят в русских проблему, которую нужно не столько обдумывать, сколько каким-то образом устранить. Их логика: не станет русского фактора, мешающего казахам быть настоящими казахами, - все станет на свои места.

Мое видение иное. Русские в Казахстане – не проблема, а цивилизационный вызов… Проблема большого числа русских в Казахстане – это не столько проблема этнической пестроты населения, сколько проблема необходимости трансформации казахов в так называемый государствообразующий народ. В современных реалиях мы, казахи, государствообоазующим народом не являемся. Мы все еще постсоветская толпа, мало к чему пригодные нахлебники, напуганная историческими переменами людская масса.

Что такое «государствообразующий народ»? Это народ, способный создавать для всех категорий нетитульной национальности комфортные условия проживания, в первую очередь для русскоязычных граждан. Они должны ощущать, что имеют равные с казахами права в карьерном росте на госслужбе, такие же возможности в бизнесе, обучении своих детей и других сферах жизни.

… Сегодняшняя Россия не имеет шансов стать современным государством, если не создаст солидарности со своими  нерусскими. Равным образом Казахстан не может стать современной страной, не найдя согласия нового типа со своими русскими…Такая огромная территория как Казахстан (равно как и Россия), никогда не может быть моноэтнической страной, а наша культура в 21 веке не может быть традиционалистски этнической.   

Автор: Подготовил Иван Найн

Дата: 2011-02-02

Просмотров: 2015

Комментарии к этой статье:

Комментарий добавил: Елена
Дата: 2011-02-02

Невозможно искоренить корень национализма,он сидит очень глубоко в упрямом подсознании человека и передается по наследству от человека,который нигде не бывал,ничего не читал,не знает других мест на земле,просто так,живет.Но вместе со всем этим имеет фанатичное,яростное и ненавистное чувство по отношению к другой расе.Такие люди - удобное оружие для разжигателей межнациональных конфликтов.Казахи - миролюбивый народ,особенно в северных областях,где смешана кровь различных национальностей,культур.Некое подобие Америки,где все говорят на одном языке,и демократично смотрят в перспективу цивилизации.

Комментарий добавил: Bayrjan65.09
Дата: 2011-02-02

дорогая Елена!вы наверное кроме северных областей,даже кроме Костаная никуда не выезжали ,мой совет,при первой же возможности обьедь Казахстан,особенно южный регион и потом будешь по другому говорить и думать про Казахстан,а про смешанную кровь подумай,например метисы,есть такая нация?

Комментарий добавил: СерПал
Дата: 2011-02-02

Баур, а ты можешь сказать какой ты национальности?Что ты все бьешься за казахский язык.Ведь всем известно,что казахи это арии.Голубые глаза и рыжие волосы.И язык их был сродни немецкому.И поверь мне, что нет на свете чистой нации,все мы метисы и говорить о нациях это полный бред.И кровь давно уже перемешана на сто разов.Угомонись.

Комментарий добавил: Wimax
Дата: 2011-02-02

Спасибо всем за вниание к нам. Елене - особое за сравнение в Америкой. Кое-кто не упорно не хочет понимать, что быть русским или казахом, это всё равно что родиться в пятницу или суботту. Оставайтесь с нами. В.М .

Комментарий добавил: Елена
Дата: 2011-02-03

Видела красоты центрального и западного Казахстана,вместе с восточным и северным.Он необъятен и прекрасен.Помнится Вы писали,Бауржан,что приехали из южных областей.Простите за вопрос,но почему Вы уехали на север,к самой границе? Из истории помню,существуют так называемые жузы,младший,старший и средний.Они занимали определенное месторасположение,имели доминирующее влияние на своем уровне.Это влияние есть по нынешний день,во власти политики несомненно.В Казахстане живет много народностей,к примеру уйгуров,около 250 тыс.Красивый и умный народ,и Динмухамед Ахмедович Кунаев,первый секретарь ЦК Компартии Казахстана,принадлежал к этой тюркской группе народов.Уйгурский поэт,Долкун Ясенов,пишет:" Если мы,населяющие Казахстан народы и народности,делим по чести груз ответственности за судьбу республики,такой же принцип должен действовать при распределении плодов нашего труда."

Комментарий добавил: Artstudio
Дата: 2011-02-15

Канат Кабдрахманов высказывает многие интересные вещи. Со некоторыми в той или иной мере согласен, но почему он говорит: "Русские в Казахстане – не проблема"-, а затем - "Проблема большого числа русских в Казахстане..."? Проблема не в русских, а в их колличестве? Неверная/неточная постановка вопроса. "Сегодняшняя Россия не имеет шансов стать современным государством, если не создаст солидарности со своими нерусскими." О какой солидарности он пишет здесь? Кого считает русскими, а кого нет? Ведь штамп в паспорте не говорит о принадлежности к русской культуре, так и наоборот, национальность не отвергает принадлежности к русской цивилизации. Многие русские не знают своей истории,литературы, в то время как представители других народов обогащяли/ют русск. культуру. Многое у Кабдрахманова витиевато. Беспорно, что казахи не являются государствообразующей нацией. У них и не было такого исторического опыта. А тот опыт в КССР был явно недостаточен. Да и потом национальное единение народов сред. Азии было возможно лишь при включеннии их состав Росс. Империи. Мое мнение, что в современном мире все более или менее значимые цивилизации уже сформировались и говорить о казахской цивилизации, в период глобализации, когда идет сокращение не конкурентноспособных цивилизаций, неуместно. Более того, думаю, что положение постсоветских стран усугубляется во-первых ситуацией в самой России,как основы цивилизации, а уже затем идут проблемы внутри стран, не важно Украина это или Кыргыстан. Упадок самой русской цивилизации является главной проблемой всех стран быв. СССР. Отсюда и вопрос: что делать? Искать пути обьединения. Пусть пока таможенного,затем экономического и так далее, востанавливать связи. Говорите дома/ в стране/автономии/регионе на своем языке, но язык обьединяющий, может быть только русский, как язык определяющий принципы и основу цивилизации. Сравнивать север Казахстана с Америкой, где всех демократично/политкорректно делят по цвету кожы и в добавок насаживают всем свой "Новый мировой порядок", я бы не стал, так же как и утверждать о происхождении казахов от ариев. Не считаю, что северный Казахстан можно представить как "плавильный" котел. Все же большинство народов не утратили своей самоидентичности. Русские, казахи, немцы, уйгуры и тд. Никто не растворился в общей массе. Не образовался один общий народ, не смотря на то, что народы сосуществуют друг с другом долгое время. А гарантом относительно мирного сосуществования и поддержания национальной самоиндентификации, как раз таки, и был русский мир. В этом ключе и стоит рассматривать национализм, как источник принадлежности к тому или иному народу, а не с точки зрения рассового превосходства одного народа над другим. Правильное толкование нацинализма ведет к правильному становлению национального самосознания самого народа. Искоренить национализм значит утратить связь с народом, потерять общность и как следствие исчезновение народа как этноса. Тут можно вернуться к Кабдрахманову:"Новая казахская культура обязана быть привлекательной, способной объединять, но не разделять людей." В этом плане космополитичность представляет куда большую опастность. Когда человек не осознает своей сопричастности с народом, с землей на которой он живет, свою ответственность за окружаюший мир и соответственно варварское отношение как к людям, так и богатству страны, в надежде всегда успеть поменять флаг, если что пойдет не так. Отсюда и идет корень коррупции, выкачивание ресурсов и вывоз их из страны, наплевательское отношение гос.чивовников к гражданам, замена понятий взаимовыручки на личную выгоду, вплоть то безразличия к окр. среде за забором своего дома. Могу лишь надеятся на дальнешее сближение постсоветских стран. Так как считаю, что это единственный путь развития, избежание межнациональных конфликтов и поддержание достойного уровня жизни, вместо того чтобы занять место донора ресурсов в мировом контексте. Алга! :) P.S. Очень рад появлению этой интернет газеты. Желаю всем ее авторам творческого успеха!

Комментарий добавил: СерПал
Дата: 2011-03-13

Не хотеть,не желать русского языка  большая глупость!Невозможно убрать пласт культуры,воспитавшей невероятное количество поэтов,актеров,общественных деятелей!Без русского языка невозможно себе представить общения не только между национальными конгломератами,но и уже между странами.Произведения Чехова,Достоевского,Пушкина,Гоголя во всем мире уже читают в оригинале.Зураб Соткилава.НТВ13 марта.

Комментарий добавил: СерПал
Дата: 2011-03-13

2011 года.Читайте , завидуйте,я гражданин Советского Союза!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Комментарий добавил: Bayrjan65.09
Дата: 2011-03-14

Здраствуй СерПал!С наступающим праздником Улыстын улы куни Наурыз мейрамы!Читай  и завидуй тем кто знает государственный язык,язык казахского народа,он скоро очень  пригодится всем кто проживает в Казахстане,потому что мы  граждане   государства Казахстан!

Комментарий добавил: СерПал
Дата: 2011-03-14

Баур , привет! Да я всегда завидовал людям просто знающим второй язык,а не именно государственный.К твоему удовлетворению скажу, я потихоньку учу казахский язык просто из интереса.Но с ужасом понимаю, что освоить его хотя бы на самом примитивном уровне мне не удастся.Чтобы научиться говорить более или менее сносно нужно уехать в Джамбул или Кзылорду.Я тоже поздравляю тебя с Наурыз Мерамы.Бакыт,байлык,денсаулык болсын!

Комментарий добавил: Елена
Дата: 2011-03-14

Русский язык - международный язык,и не просто при Союзе,но при настоящем СНГ,и как не крути,знают его и татары,и чуваши,и коми, и удмурты,и калмыки,и якуты,и уйгуры которые везде,и много других народов и народностей России с которой дружит и которую  уважает Казахстан.И будет уважать всегда,ее язык,ее силу,мощь,авторитет.Много русскоязычных в Казахстане,история не исчезаема даже в метисах,которые учат казахский и уважают русский языки.Север останется Севером навсегда, равно Аляска возле Берингова моря.Имею в виду Север Казахстана,к примеру Карабалык,где руками русских,немцев,украинцев,и прочих людей построены дома,школы,больницы и т.д. и оставленное,обжитое,благоустроенное,за бесценок а то и даром перешло в желаемые руки соотечественников и приезжих с дальних уважаемых кишлаков.Кровью и потом все зарабатывалось в суровые времена,и память ИМ вечная,тем труженикам,которые обустроили Утеп до масштабов Комсомольца-Карабалыка.И никакому лихоимцу этого не понять,да и не надо.Слава Богу,есть здравый смысл у вождя государства о понятии уважения,долга,ненационализма по отношению к народам населяющих Казахстан,трудящихся для развития своей громадной  по площади державы.Нельзя забывать о истории родного края,ибо он напомнит о себе в самый неожиданный момент.

Комментарий добавил: Bayrjan65.09
Дата: 2011-03-15

кто не хотел или не хочет знать казахского языка тот лет через 20,25 будет мангуртом,потом уже поздно будет изучать,так что учите язык,язык великого казахского народа,а то ,что кто написал что мол дома ,школы были построены руками русскоязычных  это тогдашняя политика была такая,как это вам не понять ,это все забудется со временем ,но одно я могу сказать что знать,учить язык надо не школе или в на пяднадцатиминутных курсах,а в среде,то есть дома,в общем должно быть общение,круг в котором общаешься,а то что в школе даже в казахской  3 школе и то дети,даже собраниии иногда ведутся на русском языке и как после этого можно требовать у других,?

Комментарий добавил: Елена
Дата: 2011-03-15

Жуткие суждения человека, зацикленного на собственном,невежественном самомнении, терпят фиаско перед здравомыслием, имеющим превосходство над тупостью.Как говорила Дарига Назарбаева,казахский язык язык в своем монооригинале беден по существу,не развит по сравнению с русским,глупо было бы игнорировать последний.Здесь видно налицо здравомыслие правительства,которое может не только работать и кушать,отмечать праздники,но не в последнюю очередь хочет уважать и признавать русскоязычный ,трудящийся статус населения во благо развития страны.Есть понятие - "засланный казачок".Это люди,ущербнее манкуртов,ведут низкую,националистическую политику.Пусть мелкую,но пакостную на своем уровне.Они из тех подпяточных фанатов,которые как шакалы тявкают,кусаются,естественно воют и бегают вслед за жертвой.Ждут,пока та сдохнет.Русскоязычный фон - не жертва!Это воин,русский или украинский батыр,татарский,немецкий и т.д. И пройдет 20,25,...лет,их потомки которых научат уважать своих предков,помнить будут о них во все времена,хранить культуру,свой генофонд.Развивайтесь,люди!Читайте,сопереживайте,любите,Все оборачивается сторицей в мире.Если шайтан в душе,взывайте к Аллаху,Он всем даст место под солнцем,и казахскому статусу,и русскому,и всем народностям великого Казахстана.Самое главное - взывая к Нему,не таить злости в душе на невинного брата своего,как талибы или ополоумевшие камикадзе.

Комментарий добавил: СерПал
Дата: 2011-03-15

Елена! Я Вас обожаю!Полностью с Вами согласен!Но достучаться до оголтелого националиста также бесполезно,как пытаться обьяснить слепому,как прекрасно Солнце.Я на Ваших глазах и так и этак объясняю человеку, что есть более первостепенные задачи и проблемы.Но мы будем в рваных штанах и с черным сухарем в руках говорить на государственном языке с блеском в глазах.Будем молиться вместе,чтобы Нурсултан Абишевич остался у власти много лет.Чтобы не добрались до руля недалекие люди,которым неважно скорость развития страны,ее рейтинг,престиж.Все проблемы решатся сами собой если весь Казахстан начнет говорить на родном языке.Но вот почемуто( и это ни для кого не секрет) на тех должностях,где требуется мозг и способности обязательно работает русский или немец.Могу с любым поспорить и назвать пофамильно примеры.

Комментарий добавил: СерПал
Дата: 2011-03-15

Баур,привет! Ты или прикалываешься или я боюсь сказать, чтобы тебя не обидеть.Ты че вперся в язык?Ты прочитай напутствия Мухтара Ауэзова казахам!Ты блин,учи русский и английский и будешь на коне!Если человек тупой , то не важно на каком языке он говорит.Ты делай дело для страны ,участвуй в ее развитии.Я тебе даю голову на отсечение всю жизнь буду говорить на русском языке и не пропаду нигде.Ни через 20 ни через 50 лет.Если я буду полезен казахам, то они будут вынуждены говорить со мной на русском.В противном случае я буду разговаривать с другими.А если я ноль, то похеру, что я говорю но казахском! До тебя это когда-нибудь дойдет или нет?!!!Вот в армии мы таких людей называли ты сам знаешь как.

Комментарий добавил: СерПал
Дата: 2011-03-15

Вот заболит у тебя зуб или живот и ты от боли вешаешься,расскажи давай на казахском русскому врачу.А почему русскому, потомучто казахов врачей очень мало, а хороших не назову.

Комментарий добавил: Artstudio
Дата: 2011-03-16

А я здесь поддержу Баура. Пора востановить историческую несправедливость, освободится от русского языка, выделить таким Бауржанам территорию/резерват. Думаю, прославленный район Семиречья (Жетысу) для этого был бы что надо. Если справятся с самоуправлением, можно будет и об автономии подумать. Ну, а город Верный будет, как в старые добрые времена, форпостом для общения с местным населением. И пусть там понапрасну эпатуруют публику вместо того, чтобы предлогать что-то путное.

Комментарий добавил: СерПал
Дата: 2011-03-17

Artstudio,полностью с тобой согласен!Золотые слова.Уверен,Бауржан опять понесет какую-нибудь ахинею про язык и больше ничего конструктивного.

Комментарий добавил: СерПал
Дата: 2011-03-17

Кстати ,что-то он молчит после моего извержения.

Комментарий добавил: Bayrjan65.09
Дата: 2011-03-18

здраствуйте!я не знаю кто кого имел ввиду оголтелого националиста,?мне без разницы кто будет говорить  через лет 20,30,но факт что все будут знать казахскии  языки главное уважать язык это уже главное,даже здесь некоторые господа которые никогда в жизни не хотели знать язык и ненавидеть нацию и то начинают потихоньку изучать казахский язык  я рад этим людям,никто никого не заставляет изучать язык той коренной нации ,но любой человек должен знать и уважать традиции,культуру народа в котором он проживает,независимо где он проживает будь он в африке ,а насчет если я не дай аллах заболит у меня зуб то какая разница в том что я пойду в поликлиннику если там правит сейчас извините меня конечно,там уж точно правит национализм,и больше абсолютно ничего,живой пример федоровская больница какой отличный персонал,там уже несмотрят тебе на лицо или на фамилию ,там смотрят на болезнь правым глазом