Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

ТОГУЗАК НА ТОГУЗАКЕ

Посёлок выстоял
Крупнейший пристанционный посёлок района Тогузак долгое время входил в состав Кустанайского сельского Совета. Его население в лучшие годы доходило  до полутора тысяч человек. В черте посёлка, кроме железнодорожной станции и элеватора, размещались  оптовая база райпотребсоюза (первый директор Петр Семёнович ДАВЫДОВ), химбаза (первый руководитель Любовь Ивановна КУШНИР), которая то «разводилась», то опять «сходилась» с автотранспортным предприятием «Сельхозтехника» (первый директор Егор Федорович БЫВАКИН). В 1994 году  под названием АТЭП «Транссельхозхимия» оба предприятия  перебрались  в райцентр. Ещё раньше туда же перебралась оптовая база.

При наличии  столь крупных предприятий, как это часто бывает, в поселке  не было настоящего хозяина. Жители Тогузака  жаловались на запущенность социальной сферы, годами не решавшиеся бытовые вопросы.  Предъявлялись тогузакцами серьезные претензии и к деятельности химбазы, где годами крайне небрежно хранились вовсе не безвредные химические вещества, в том числе ядохимикаты.

В конце-концов глас народа дошёл до коридоров власти. Для скорейшего разрешения все накопившихся проблем 25 сентября 1989 года был образован  Тогузакский сельский Совет, который возглавила директор местной школы Галина Ивановна ДМИТРИЕВА.  Новому Совету да ещё бы солидный собственный бюджет. Но, увы. Последнее слово в решении большей части насущных проблем, как прежде, принадлежало руководству элеватора и станции, а не сельсовету. Но если начальнику станции, проработавшему в этой должности почти четверть века, проблемы тогузакцев были хотя бы понятны, то на элеваторе за это время сменилось столько первых руководителей, что  иным даже вникнуть в суть проблем было некогда.

Выдержав жесточайшую проверку на прочность, выстояли  в лихие 90-е и Тогузакский элеватор, и станция Тогузак. А с ними выстоял и сам посёлок, правда, из  1500 здесь осталось около 900 жителей. Убраны развалины ставших ненужными зданий. Приведены в порядок скотомогильник и свалки. Произведен  так называемый косметический ремонт ДК. Общими силами отремонтированы ФАП и помещение почты.  Капитально отремонтирована преобразованная из основной в среднюю школа. К тому же к её учебному зданию пристроен спортивный зал. В поселке почти десяток магазинов, парикмахерская.

Главные железнодорожные ворота района
Станция Тогузак все советские годы была  по сути  главными железнодорожными воротами района, основной перевалочной базой поступавших для него народно-хозяйственных грузов. Именно здесь  холодной зимой 1941 года разгружались эшелоны эвакуированного из Подмосковья завода под шифрованным на манер воинских частей цифровым кодом «завод № 222». Именно отсюда уходила по назначению продукция как названного оборонного завода, так и его преемника – Тогузакского механического, других предприятий района. Этому обстоятельству, наконец,  собственно  и обязан наш завод своим  названием.  Ведь грузы ему порой направлялись вот по такому любопытному адресу: «Механический завод при станции Тогузак».

«Работала» дорога столь усердно, что к началу 50-х «пришла в полную и совершенную ветхость, шпалы сгнили и путевое хозяйство запущено. В результате этого на отдельных участках скорость доходила до 5-10 километров в час, - докладывал в ноябре 1952 года секретарь обкома С. Жанбаев. – Выделяемые Министерством путей сообщения материалы для капитального ремонта ветки используются дорогой на другие участки»

В конце концов пути подлатали, и они исправно с полной нагрузкой служили народному хозяйству  и в целинные годы, и, конечно, в пору строительства «развитого социализма».  Так в 1964 году погрузочным пунктом станции, по словам его начальника Александра Сергеевича КУХАРСКОГО, при плане 96 тысяч тонн было переработано 122928 тонн . Однако вся эта «переработка» заключалась в основном в разгрузке вагонов с поступившими грузами.

Погрузка на автомашины, вывозка почти целиком лежала на плечах самих хозяйств.  Например, только совхозу «Карабалыкский в течение января 1964 года необходимо было вывезти со станции около 600 кубометров леса и свыше 500 тонн других грузов. Сделать это было непросто. Из-за отсутствия  специальных механизмов погрузку приходилось вести вручную силами сорванных с других участков рабочих или втридорога платить наемным грузчикам.  Отдельные  грузы месяцами лежали около путей, за что дорога не уставала предъявлять солидные штрафы. Из-за  хронического бездорожья, многочасовых простоев под погрузкой-разгрузкой Комсомольское автохозяйство потеряло в 1964 году около 17000 машино-дней .  

Не пустовал и пассажирский перрон. До 70-х годов  многие жители района совершали не то, что дальние поездки, но и поездки  в областной центр, и даже в Пешковку и Федоровку, в основном, на поездах, отправлявшихся  со станции Тогузак.  Несмотря на то, что скорость движения составов порой не превышала 25 километров, и добираться до Кустаная приходилось 3-4 часа, у билетных касс всегда выстраивались длинные очереди. Иногородние, не имевшие знакомых в Тогузаке, нередко, приехав заблаговременно, в ожидании поездов ночевали прямо в зале ожидания. На вокзале работал буфет и одно время – даже ресторан. Первый районный пассажирский автобусный маршрут «Комсомолец-Тогузак» был открыт ещё в 1956 году.

Не потеряла своей привлекательности у населения железная дорога и в 80-е годы. Из Комсомольца в Тогузак по несколько раз в сутки ходили маршрутные автобусы, в том числе специально к поездам. Особенно популярны был поезда «Джетыгора - Челябинск» и «Челябинск - Джетыгора», состоявшие  из десяти и более вагонов.  А вот попасть на поезда дальнего следования было непросто. Так в  1987 году станции не  выделили  ни одного места на ленинградский поезд, а на карагандинский - при потребности в 12-15 мест - выделялось всего 5-7. Очень мало мест выделялось и на московский поезд.

Если в 80-е годы через Тогузак проходило около сорока товарных и пассажирских составов, то  в настоящее время «товарников» на российском направлении не увидишь вовсе. Но это не означает, что тогузакские железнодорожники сидят без дела. Только в 2007 году ими было отгружено и отправлено с элеватора почти две с половиной тысячи вагонов зерна. Совсем нередкие «гости» на станции и составы с углем, в первую очередь  для ТОО «Грань-К».

Не сошли окончательно с путей и пассажирские составы. Регулярно трижды в неделю через станцию следуют поезда «Астана - Москва», «Москва - Астана» и «Астана - Санкт-Петербург», «Санкт-Петербург - Москва». Касса работает круглосуточно. Ведется предварительная продажа билетов. А вот «челябинского» и «джетыгоринского» поездов, увы, больше нет. Один-единственный вагон курсирующего  вместо него трижды в неделю пригородного поезда «Костанай - Троицк» всегда забит пассажирами, что называется, под завязку. Просьбы жителей ближних к станциям сёл добавить к составу хотя бы ещё один вагон астанинским руководством АО «Пассажирские перевозки» остаются неуслышанными.

С 1984 года начальником станции Тогузак является Тасбулат Алтаевич АМАНЖУЛОВ. И то, что ко всему нелегкому пережитому за последние годы не добавилось ещё и чехарды первых руководителей, конечно, очень помогло коллективу станции выстоять в трудные 90-е.

Почти четыре десятилетия водит маневровый тепловоз по маршруту Кайрак – Костанай  Василий Васильевич ВОЛОШЕНКО, намотав за это время почти полтора миллиона километров. На станции работают и два сына Волошенко. И не только для Волошенко  работа не «железке» дело семейное. Только доброе и хорошее можно услышать о семейных трудовых династиях ИКСАНОВЫХ, КАЛЕНОВЫХ, ПАВЛЕНКО.

Главная достопримечательность Тогузакского участка «железки» -  мост через реку. Он был построен без малого сто лет тому назад, причем, по утверждению старожилов, с тысячекратным запасом прочности. Рассказывают также, что перед тем как пустить по мосту первый паровоз, под ним привязали зыбку (корзину) с тремя инженерами, руководившими строительством, которым в случае неудачи пришлось бы расплатиться за неё буквально головами.

Уголёк от «Грань К»
Когда-то на Тогузакские перевалочные базы  поступало до 300 тысяч тонн угля для многих населенных пунктов района. Масштабы деятельности Тогузакского участка ТОО «Грань К», занимающегося сегодня реализацией и доставкой угля и дров населению, конечно, значительно скромнее. Всё шире шагает по району газификация, всё больше конкурентов. В этих условиях «Грань К» - официальный дилер разреза «Богатырь» основную ставку делает на качество обслуживания С 1994 года Тогузакский участок ТОО «Грань К» возглавляет Владимир Николаевич ДАВЫДЕНКО.

Крупнейший и старейший
Трудовой стаж Тогузакского элеватора – свыше 80 лет. Он был организован ещё в 1923 году на базе заготовительной организации «Союзхлеб». Огромное количество зерна, выращенного в районе, прошло через него за это время. С 1997 года элеватор является структурным подразделением Казахской зерновой компании «Зерновая индустрия». Его мощности позволяют принимать свыше 3 тысяч тонн зерна в сутки. Основными поставщиками зерна на элеватор, как были, так и остаются по сей день, хлеборобы нашего района.

В 2007 году Тогузакский элеватор  стал обладателем международного сертификата качества. Накануне жатвы 2008 года  проведена модернизация подрабатывающих машин, заметно  увеличившая их мощность. Установлены современные электронные весы, длина которых облегчает выгрузку большегрузных автомобилей. Установлено новейшее лабораторное оборудование, позволяющее и значительно быстрее, и значительно точнее определять качество принимаемого зерна.

За производственными проблемами здесь стараются не забывать о том, что каждый четвёртый житель посёлка так или иначе связан с элеватором. Или сам работает на нём, или является членом семьи работника элеватора. У кадровых рабочих неплохой, а главное постоянный заработок. Действует система добровольного медицинского страхования.
Предприятие участвует в благоустройстве посёлка.

Л. Н. СЕРДАЛОВА, пожалуй,  единственный повар-орденоносец  в нашем районе. Орден Трудового Красного Знамени Линаида Николаевна получила в 1986 году, когда возглавляла   столовую Тогузакского элеватора.  В страдные  дни здесь было не то что жарко, а очень и очень жарко. Ведь ежедневно в столовой питалось около трехсот участников жатвы: водители, работники элеватора, многочисленные командированные.

Была основной, стала средней
В Тогузаке нередко можно услышать упрёки в адрес руководства элеватора. Мол, и больше могли бы делать для села. Не бедные, средства позволяют. Может, и правильные это упрёки. Только не надо забывать, что и в бытность элеватора  государственным предприятием не очень он в помощи социалке усердствовал. Всё больше под нажимом да напором. Вот и приличную, типовую школу в пору лозунга «Всё лучшее детям» для детей своих работников Тогузакский элеватор с его немалыми прибылями, так и не удосужился построить.

То здание, в котором сейчас размещена школа, предназначалось под офис элеватора. Школа чуть ли не в каком-то бараке ютилась, а под контору – двухэтажку отгрохали. Хорошо власти под нажимом родителей во время опомнились. Забрали у элеватора офис, отдав его школе. Чего стоило превратить  офис с его помещениями, предназначавшимися под кабинеты, в школу, знают одни лишь учителя. А вот под спортзал ни одно помещение приспособить так и не удалось – площадь не позволяла. Так и перебивалась, можно сказать, все годы своего существования школа без спортзала. Будто он роскошь какая!

И только в  2008 году в бюджете нашлись средства, чтобы построить для школы спортзал. А сама школа в этом же году была реорганизована из основной в среднюю. И это в то время, когда чуть ли не повсеместно средние школы преобразуются в основные, основные – в начальные, а начальные и вовсе упраздняются.  Силами шефов, родителей, самих учителей в школе сделан добротный, качественный ремонт. Учись теперь да учись, работай да работай!

Звонкие таланты
Тогузакский Дом культуры, вынесенный почему-то на самую околицу, никогда не мог  похвастать уютной благоустроенностью, а его работники – особым вниманием к себе. Но это не мешало тогузакским талантам из года в год заявлять о себе в полный голос на районной сцене. В районном смотре художественной самодеятельности, посвященном 80-летию района, тогузакцы стали обладателями Гран-при.

Звонкоголосые певуньи ансамбля народной песни «ХУТОРЯНКА».

Гармонист, как водится, первый парень на деревне. Без Сергея КОВАЛИКА вот уже много лет  не обходится ни один концерт Тогузакской художественной самодеятельности. 

Читайте также в нашей газете опубликованные ранее статьи о Тогузаке: «Тогузакская солярная халява», «Была основной, стала средней» и др.

Автор: Владимир Максименко

Дата: 2010-03-04

Просмотров: 5321