Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

З/с №1 им. Голощекина
3. Всё, что могу добавить к памятке КГБ-КНБ о судьбе Соленого А.И.

Солдатские дороги
придут издалека
к домашнему порогу
со славой на века.

Эти строки принадлежат рядовому Всеволоду Лободе, погибшему под латышским городом Добеле 18 октября 1944 года.
Близ этого города проходил срочную службу и я. В 1964 – 1967 годах.

Где-то здесь в составе одного из подразделений 27 армии, которой командовал будущий первый  комендант поверженного Берлина Николай Эрастович Берзарин, встретил войну главный инженер Кустанайского совхоза Андрей Иванович Соленый. О том, что здесь было при отступлении в 1941 –м и при наступлении в 1944 –м  лучше всяких книг говорят краснозвёздные братские кладбища на каждом шагу и шрамы от окопов и траншей, ещё, наверное, как следует не затянувшиеся и сейчас, везде и повсюду.             Время от времени земля разверзается и  возвращает живым  очередного «неизвестного солдата» для перезахоронения. Ей тоже, наверное, тяжко от бремени «неизвестных солдат»
В 1967 торжественно, с салютом мы, красноармейцы тех лет, перезахоронили чуть ли не целый взвод. С двумя-тремя жетонами – медальонами на всех.

На «памятку» КГБ-КНБ об Андрее Ивановиче я наткнулся на сайте Nekropole.info. https://nekropole.info/ru/Andrej-Solenij Потом чуть более подробную информацию нашёл на других  ресурсах

Соленый Андрей Иванович 1913 года рождения.
Место рождения: Краснодарский район, ст. Некрасовская. Образование: высшее естественное.
До ареста проживал: Кустанайская обл., Кустанайский район, Кустанайский зерносовхоз,  водитель.
Кем и когда арестован: 09.11.1941 года, ОО НКВД 27 Армии.
Кем и когда осужден: Военный трибунал 27 Армии, 12.11.1941 года. Статья: 58-10 УК РСФСР осужден к лишению свободы в ИТЛ на 5 лет.
Дата и орган реабилитации: 14.12.1941 года, Военная прокуратура 27 Армии. Причина прекращения дела: За отсутствием состава преступления.

Имя показалось знакомым. Где-то я его уже встречал. И тут же вспомнил, где.
В книге приказов Кустанайского зерносовхоза.
О статье уже не говорю – «родная»: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания…»
Схлопотав такую статью, поистине век свободы можно было не увидеть.

Что же ты такого натворил земляк? Ничего, наверное, страшного. Потому что,  не успев посадить, реабилитировали. Случай, наверное, не беспрецедентный, но определенно редкий. Оспаривать решения ОО НКВД было себе дороже. Кому бы то ни было, включая прокуроров.
ОО, напомню, особый отдел, представительство органов безопасности в армии. Он и после войны оставался ОО.

По иронии судьбы особый отдел армии, арестовавший Соленого, возглавлял почти наш земляк - Фролов Алексей Федорович, 1907 года рождения, уроженец Троицка. С  нередкой для представителей  его поколения биографией.  Родился в семье кузнеца (отец пропал без вести на фронте в 1915-м). Образование: 3 класса приходского училища, 6 классов школы семилетки, ФЗУ, вечерняя совпартшкола, Артиллерийская  академия  им. Дзержинского.
Воспитанник детского дома в Челябинске, воспитанник Тургоякской детской колонии ЧК–ГПУ; ученик слесаря в трудовой детской колонии, ученик, слесарь в трудовой коммуне, слесарь напилочного завода в  Миассе; пропагандист Пригородного райкома комсомола в  Троицке.
Прошел всю войну в должностях не ниже начальника особого отдела армии. После войны в 1952 году - заместитель Министра государственной безопасности Белорусской ССР, полковник, в 1952-1953 году заместитель уполномоченного МГБ – МВД  в Германии.  Награжден двумя орденами Красной Звезды, тремя – Красного Знамени и орденом Ленина.
Короче, не человек, а смерть шпионам! Служака, матерый кадровый  волчище. Его имя отыскал не где-нибудь, а в «Справочнике по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 -1991» http://www.knowbysight.info/FFF/14924.asp
Плоть от плоти советский человек, воспитанный партией и комсомолом.  Именно на таких, как Фролов, и держалась советская власть, заменившая им и отца, и мать.  И нередко оборачивавшаяся мачехой.  В 1953 году Фролов  был уволен  из органов «по фактам дискредитации», а в 1958 году  исключен из КПСС.

Биографии своего армейского особиста не знаю. Он для меня до смерти – капитан Глинскис, и только. Времяпровождение с капитаном и допросами язык не поворачивается назвать. Больше беседы по душам напоминали. А в итоге: «Ваша переписка попадает под статью 58-10»
Это к тому, что, кажется, вовсе не случайно попалась мне чекистская «памятка» о судьбе Андрея Ивановича Соленого. Нарочито лаконичная, без лишних подробностей. Хвалиться-то нечем. Подвели под трибунал ведь невиновного.         

Мне есть что добавить, пусть хоть и очень немного, из доармейского периода жизни Соленого. Это несколько записей из  Книги приказов Кустанайского зерносовхоза.. Благодаря ей же,  поправлю. Не водителем был Андрей Иванович по профессии, как указывается в «памятке» - инженером. Под его началом в з/с №1 было свыше ста единиц различной сельскозяйственной техники. И вряд ли был резон такого спеца сажать за руль армейского автомобиля. Но в армии приказы, как известно не обсуждаются.
В совхозе Соленый, как и в армии, жил по приказу. Это, по сути, была та же армия, только трудовая. Вот строки из приказов, касающиеся непосредственно его.
23 августа 1940 года. На основании приказа Кустанайского Гостреста, зачислить в штат зерносовхоза главным инженером Соленого Андрея Ивановича с окладом 650 рублей в месяц.
            13 сентября 1940 года. Старшему  инженеру совхоза тов. Соленому А.И. в двухдневный срок подготовить недостающие детали к дисковым плугам первого и второго отделений. Использовать плуги на лущении стерни.      Наряду с ремонтом дисковых плугов оказать техническую помощь животноводческим фермам в ремонте и регулировании колесных тракторов.
25 октября 1940 года. Инженеру тов. Соленому дать все возможности обслуживать отделениям по части ремонта тракторов, а также и доставки запчастей.
Приказом от 1 ноября 1940 года инженер Соленый в числе прочих командиров производства « в целях охраны социалистической собственности и хозяйства внутри совхоза» назначается дежурным «с 12 дня до 12 ночи 8.11. 40 года», то есть в праздник.
Приказом от 14 марта 1941 года Андрей Иванович включен в комиссию по передаче з/с новому директору.
7 апреля 1941 года. Инженеру тов. Соленому проверить техническое состояние прицепного инвентаря и комплектование агрегатов прицепными машинами, сцепами и другим необходимым инвентарем. Обеспечить все тракторы освещением для двухсменной работы.
Этим же приказом он назначается «представителем» на «пробном выезде» в поле на отделение № 5.
Выполнить приказ в полном объеме Соленому, скорее всего, не удалось.
12 апреля 1941 года. Ввиду призыва в Рабоче - Крестьянскую Красную Армию освободить от работы в зерносовхозе тов. Соленого… Бухгалтерии произвести полный расчёт по 19 апреля 1941 г.
Вместе с Соленым отправлялись служить ещё четверо: Смагин Н.Е., Вениченко Л.П., Шапшалов В. и Ремизов М.
Все для нас, но не для родных и сослуживцев – «неизвестные солдаты».

И это всё, что я могу добавить к «памятке»  КГБ-КНБ о судьбе Солёного А.И.

Пусть хоть этими казенными строками вернётся солдат « к домашнему порогу со славой на века».
Когда вы спросите, где эта слава, мне ответить будет нечего. Разве что словами Маяковского: «Сочтёмся славою, ведь мы свои же люди, пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм»
Но в отсутствии погибших в этих боях – построенный социализм мы благополучно развалили.
Только  прямо на наших глазах возвращаются из небытия неизвестные солдаты и ряд за ряд заполняют строй Бессмертного полка.

«Мой родственник - Соленый Андрей Иванович. Во время ВОВ он доблестно сражался за великую победу, но к сожалению рассказывал очень мало, из-за того, что многие его задания считались секретными. Но одно из них он упомянул - захват рабочего образца немецкого мотоцикла-вездехода»
Это строки с официального сайта движения «Бессмертный полк»     http://moypolk.ru/soldiers/solenyy-andrey-ivanovich
.
И не будем гадать, наш ли то Соленый или нет.
В том полку – все наши. Включая полковника Фролова и капитана Глинскиса.

И вот к победе прямиком
За ротой рота,
То по-пластунски, то бегом
Пошла пехота.
Всеволод Лобода.

В статье, как и во всех предыдущих цикла «З/с №1  им. Голощекина», использованы материалы Карабалыкского районного архива

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2017-10-08

Просмотров: 1095