Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам

Это не паранойя: за вами следят

            Как только человек выходит в интернет, им тут же начинают интересоваться: куда он идет, где заказывает пиццу, летает в Майами или в Сочи… Каждое его желание фиксируется не только ФСБ и АНБ.
            Маленькая программка Ghostery, устанавливаемая в два клика, способна вызвать приступ ужаса у человека, выходящего в интернет, ибо сдергивает с действительности покров благопристойности и делает видимым внутреннее пространство виртуального мира. А там! Сотни и тысячи мелких тварей кишат в Сети, ползают по сайтам, облипают браузер — тварей, которых вы не устанавливали и не приглашали, и вообще не знаете, кто это, что это и по какому праву они сюда вселились и каким образом завелись.
апля воды выглядит чистой, когда на нее смотрят невооруженными глазами, и превращается в скопление микроорганизмов, когда на нее глядят через микроскоп. Ghostery — это микроскоп, делающий видимой флору и фауну компьютера, которая вселилась в него в то время, когда вы беззаботно путешествовали по интернету.
            Это не вирусы, и никакой антивирус от них не спасает. Это мини- и микропрограммы слежения, которые отслеживают каждое ваше действие и каждый ваш клик. Вам кажется, что вы путешествуете по интернету в приятном одиночестве, но это никогда не так. Справа и слева, сверху и снизу, из угла дисплея и из-под клавиш клавиатуры на вас уставлены глазки сетевых насекомых, у которых помимо глаз есть еще виртуальные усики антенн. Все, что они знают о вас, они передают своим хозяевам и создателям, имя которым легион.
            Достаточно пройтись по сайтам компаний, пославших своих программных агентов следить за нами, чтобы понять, что речь идет о тотальной слежке за всем интернетом с целью получения прогноза поведения всех и каждого. Компания Facetz.DCA прямо говорит о том, что в ее распоряжении «cоциально-демографический и поведенческий профиль 90% российских интернет-пользователей». Компания Gemius, описывая свою методологию, сообщает о пользователях, «чей социально-демографический профиль, любимые продукты и стиль жизни уже нам известны, и поведение которых в интернете мы наблюдаем». Компания RadiumOne генерирует данные о клиентах, их поведении, действиях и интересах… и обещает добраться до потребителей в режиме реального времени независимо от того, где они находятся. И так далее.
            Веб-сёрфинг красив только в представлении самого веб-сёрфера. Он видит себя вольным путешественником по виртуальным кручам и низинам, но на самом деле он всего лишь крошечная фигурка, бредущая по сюрреалистическому миру гиперссылок и апплетов в окружении монстров аналитических контор, рекламных агентств, маркетинговых фирм и всемогущих всемирных компаний. Как только человек вышел в интернет, он тут же превращается в объект, который рассматривают со всех сторон и потребляют на все лады. Куда он идет? Где он остается минуту, а где пять? Где заказывает пиццу? Как часто ездит на такси? Летает в Майами или в Сочи? По какой ссылке кликает? Что пишет в письмах невесте, какие слова чаще всего употребляет? Каковы его явные и тайные желания? Каждое его желание, каждое движение мысли в голове и пальцев на клавиатуре фиксируется, запоминается, сохраняется вовсе не только ФСБ и АНБ.
            Чехов во время путешествия на Сахалин однажды остановился переночевать в избе, где стены казались движущимися оттого, что были покрыты толстым слоем насекомых. Теперь этот толстый слой накрыл интернет. Три, пять, девять, шестнадцать с каждой страницы — они так и лезут, эти маленькие следящие и фиксирующие софтверные гады, которые на компьютерном сленге называются «жучками». В докомпьютерную эпоху это слово имело два раздельных значения: «насекомые» и «подслушивающие устройства». Теперь оба значения слились, мы имеем дело с цифровыми насекомыми, которые следят за нами. Но на этом интернет-энтомология не кончается, а только начинается.
            Жучки, наблюдающие за ничего не подозревающим пользователем, делятся на тех, что анализируют поведение человека, тех, что обеспечивают рекламу, и тех, что отслеживают его действия и маршруты. Эти последние имеют свое собственное название — «маяки». В немецком языке этот тип жучков называется грубее и проще: Wanzen. «Клопы».
            Интернет, придуманный как виртуальный мир чистых сущностей, сегодня кишит клопами. Сеть, которую святой сэр Бернерс-Ли, изобретший язык html и не захотевший на нем наживаться, видел как новый мир свободы и взаимодействия людей, — превратилась в огромный аппарат коммерческой слежки и деградировала до избы с насекомыми.
            Конечно, они говорят, что их интересуют обобщенные модели поведения, а не конкретный человек. Конечно, они утверждают, что, собирая данные о человеке, они обеспечивают его анонимность. Но в среде, напичканной жучками, анонимность обеспечить нельзя в принципе. Если в реальном мире еще есть пустыни, вершины и углы в больших городах, которые не видны следящим камерам, то в виртуальном мире (исключая его подполье) уже нет мест, где за человеком не следят. Маршруты запоминаются, действия записываются, поисковые запросы фиксируются, почта анализируется. Вы согласились бы жить в квартире, с каждой стены которой, включая стены в ванной и спальне, за вами внимательно следят глазки камер? В интернете мы так уже живем.
            Все разговоры об анонимности — отговорки с целью успокоить простаков, бодро марширующих в непонятное, смутное будущее. Все декларации о соблюдении прав человека в Сети — обман. Декларации и действительность опять разошлись и расходятся все дальше и дальше. Личную сферу человека съел маркетинг и сжевал бизнес. Технология fingerprint, то есть определение пользователя по уникальным настройкам его браузера (анализируются не только установленные плагины, но и язык, шрифт, разрешение экрана и другие параметры), — выявляет любого пользователя Сети.
            Поколение, с 5 лет имеющее в руках смартфон, а в 10 получающее первый ноутбук, интуитивно умеет пользоваться всеми гаджетами цифрового мира. Они его жители и граждане от рождения. Но каждое их действие записывается в тайные хроники корпораций и хранится вечно на неубиваемых серверах. Их болтовня в чатах, их покупки кукол и велосипедов, их посты с картинками, их реплики в мессенджерах — все укладывается в базу данных, которая помогает создать полный психологический портрет на протяжении всей их жизни. Это первое поколение в истории человечества, оцифрованное с рождения и живущее в голом виде. Согласятся ли они с этим или даже почувствуют удовольствие от такой несвободы? Или выдвинут из своей среды повстанцев, которые взорвут систему стопроцентной слежки?
            Петер Сунде, один из основателей «Пиратской Бухты», социалист и вегетарианец, герой виртуального сопротивления и придумщик многих классных вещей, считает, что мы уже потеряли интернет. И спасать его поздно.
            Можно пожать плечами и сказать в ответ: «Какие жучки, я их не вижу, я о них не знаю, мне они не мешают!» Точно так же люди XIV века сказали бы о блохах, переносящих чумную палочку. Мы не знаем, какую чуму в мировом масштабе могут вызвать миллиарды жучков, ползающих по интернету и собирающих информацию о каждом из нас. Мы превратились в оцифрованное, зафиксированное, пересчитанное по головам, распределенное по клеткам таблиц, учтенное и переучтенное человечество.             Гигабайты, терабайты, петабайты, эксабайты информации, собираемой в коммерческих целях, описывают наше поведение, наши привычки и вкусы, наши явные и тайные предпочтения. Идет количественное накопление данных. Потом, как всегда, произойдет качественный скачок: явится способ их использования, алгоритмы, с помощью которых можно вычленять активных, определять независимых, предсказывать поступки, с рождения прочерчивать линию жизни и контролировать ее выполнение.

 Источник: http://shabdua.livejournal.com/4381715.html

Автор: Андрей Петров

Дата: 2017-04-19

Просмотров: 200

Для того чтобы добавить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь