Последнии комментарии
к фото
к статьям
Топ 10 статей по
просмотрам
комментам
Подробнее >>
Подробнее >>

Когда «Орленок» был ещё «птенцом»

Бывший районный пионерский, а с начала 90-х  детский оздоровительный  лагерь «Орленок», как всегда своевольно, переименовали в «Достык», что в переводе с казахского означает «дружба». Чем не угодило исконное название, непонятно. Тем более, что на государственном гербе парит казахский собрат русского орленка. Да и  птицы национальности не имеют, и язык у них свой, птичий. Ну да ладно.  «Достык» так «Достык».
Но для тех, кто в младые, школьные годы побывал в нем, «Орленок» навсегда так и останется «Орленком». А  побывало в лагере за  45 его советских лет не никак не меньше 18000 тысяч человек. Это  если считать, что каждое лето здесь отдыхало 400 детей.  Очень часто бывало гораздо больше, но меньше – никогда. Разве лишь в самом начале, когда «Орленок» был совсем еще «птенцом». Его гнездо на уютном речном бережку появилось в 1948 году. «Свил» его Кустанайский зерносовхоз, которому, как мы знаем, своим рождением обязан и райцентр.

Впрочем, лучше об этом расскажет главный районный летописец 50-60-х годов, хорошо уже знакомый читателям «С-К» Александр Алексеевич Басов:
«… Пятнадцать лет тому назад между берегом реки Тогузак и молодым совхозным лесопитомником с фруктовым садом, на пологом косогоре не было ничего, кроме ковыля да кустарников. Бывший директор Кустанайского совхоза  Алексей Андреевич Пак задумал тогда создать на этом месте постоянный пионерский лагерь для  совхозных ребятишек. Сначала строился один спальный корпус и подсобные помещения, разравнивались бугры, разбивались аллеи парка, высаживались первые цветы.
Лагерь разрастался, становился все более красивым и благоустроенным, а пионеры в ответ благодарили тем, что работали на совхозных полях, когда туго было с рабочей силой. И так до 1953 года. Затем этот лагерь был превращен из совхозного в районный, а потом и в межрайонный.  С текущего сезона  лагерь «Орленок» призван обслуживать школьников только нашего района». («Отдыхайте ребята, набирайтесь сил», «Знамя коммунизма» 18 июля 1963 года»).
Скорее всего, в это десятилетие между 1953 и 1963 годами детский лагерь и получил свое типичное для советских пионерских лагерей название.
В 1963 году в «Орленке» было три сезона, продолжительностью  26 дней каждый.
Торжественное открытие первого сезона состоялось 12 июня, через неделю после заезда 100 ребят. Вот фрагменты этого события из статьи Н. Федотовой «Над полями лейся, песня пионерская », опубликованной районкой 18 июня.

« Вечер 12 июня. Духовой оркестр Бурлинской школы-интерната играет марш. Под бравурные звуки пять пионерских отрядов выстраиваются на линейку. Начинается церемония открытия. При этом соблюдается четкий порядок и субординация… Сначала рапортуют о построении отрядов председатели их советов председателю совета дружины. Тот в свою очередь – старшей пионервожатой. Она – начальнику лагеря...
Наступила торжественная минута выноса знамени. Знаменосец в сопровождении горнистов  и барабанщиков совершает почетный круг от отряда к отряду. Начальник лагеря поздравляет ребят с началом отдыха в лагере…  Гости тоже поздравляют пионеров. Председатель завкома завода имени 25-летия Казахстана Александр Архипович Асташов дарит им бюст Ленина, рабочком Кустанайского совхоза Василий Иванович Калошин – бюст пионерского кумира – Юрия Алексеевича Гагарина. Другие гости подарили настольные игры, библиотечку. После приветствий и поздравлений ребята спели любимую пионерскую «Взвейтесь кострами». Начался концерт из трех отделений. Первое открылось хоровой – «Здравствуй, лагерь», а третье закончилось страстно призывной песней «Бухенвальдский набат».
Когда начали сгущаться сумерки, оркестр опять заиграл марш – приглашение к очередной церемонии. Рядами по четыре спешат ребята к месту самого интересного для них зрелища – пионерскому костру. Право зажечь его предоставляется председателям советов отрядов. Поется лирическая «Небо вокруг», другие песни… »

Не обошла вниманием районная газета и открытие второго лагерного сезона. Об этом в уже упоминавшейся статье рассказал сам Басов. Читаем:
«10 июля состоялся прием второй партии отдыхающих. 230 ребят разбиты в отряды по возрасту… На этот раз встреча отличалась тем, что ребят хорошо одарили. Председатель комитета профсоюза Лев Борисович Кооп подарил целую серию настольных игр. Секретарь парторганизации завода – комплект портретов. Дружно аплодировали дети, когда председатель рабочкома Павел Гаврилович Крутов преподнес подарок Михайловского совхоза – радиолу «Латвия». Восхищению ребят не было конца, когда растущая груда подарков увенчалась телевизором – даром Смирновского совхоза».
А.А. Басов называет имена начальника лагеря Михаила Ивановича Лукьянца, воспитательницы Веры Ивановны Лукониной, вожатой или музыкального работника Лидии Павловны Седых. Особо выделяет старшего повара.
«Василий Кириллович Рудаков настоящий кудесник своего дела, старается на славу кормить ребят. Рубль восемь копеек в день для питания школьника из общего котла цена сама по себе не мала, но Василий Кириллович умеет за эти деньги баловать ребят по-курортному. У обитателей лагеря дядя Вася пользуется авторитетом родного отца ».
Василий Кириллович Рудаков, как и слепой музыкант Владимир Миронович Гевел со сторожем Вячеславом Ивановичем Госем, при жизни стал легендой «Орленка».
Шикарным репортажем А. Басова и И. Лейманана всю четвертую полосу отметила «Знамя коммунизма» и начало третьего лагерного сезона 1 августа 1963 года.
Летом 1964 года было не три, а два лагерных сезона, но на числе отдыхающих – 600 – это не сказалось. Путевка стоила 39 рублей 94 копейки. Для сельских детей – 11 рублей 53 копейки. Начальником первого сезона был тот же М.И. Лукьянец, старшей пионервожатой, возможно, впервые ещё одна легенда «Орленка»Нина Григорьевна Сахно, тогда Муканова. Начальником второго сезона работал И.И. Жуков, старшей вожатой Мария Николаевна Шульга.
Открытие второго сезона было омрачено следующим происшествием. На линейку пригласили пионера восьмилетней школы Сережу Хорькова, побывавшего в «Артеке». «Мальчик серьезно готовился к встрече, но за ним никто не приехал»- читаем в статье Л. Когана, опубликованной районкой 28 июля 1964 года.

В публикациях 1964 года упоминаются вожатые: Наташа Бардокина, Нина Калошина, Ольга Шапошникова, Людмила Канатобская, Галя Литвинова, Света Глотко, Галя Бывакина, Л.И. Орлова, Л.В. Луговская, Л.К. Носенко, Нина Спиряева, Люба Долгих, Лида Котельникова, Зоя Полосухина, Света Кравченко, Надя Шатило, физрук Л. Прокопенко, а также пионеры-активисты: Зухра Багманова, Валя Ядринцева, Толя Руденко, Слава Ковалев, Надя Величко, Света Аргиропуло, Наташа Бокова, Тамара Божко, Галя Ильина, Вова Дубинин, Оля Кияницкая, Юра Марченко, Вова и Толя Успеньевы, Петя Дубровский, Нина Бортникова, Володя Малько, Баяш Бектаева, Наташа Романец, Гена Горохов, Валерий Поворознюк.
Читайте также у нас: «О Петре Петровиче Гомове, его сыне Сергее и дочери Татьяне», «Слепой музыкант из семьи врага народа», «Металлисты» из «Орленка»

Фото из архива Юдиных впервые  были опубликованы в журнале «Знай наших 2007». . Сделаны они где-то в 50- годах или Алексеем Евграфовичем Юдиным или Иваном Лейманом.               

Автор: Владимир Иванов

Дата: 2013-05-30

Просмотров: 1958